|
Информационная новостная лента интернет-портала "ЛитКульт". Здесь публикуются новости только на профильные темы: литература, театр, культура, музыка и кино.
Для удобства пользования разделом доступны рубрики. Новости расположены в обратном хронологическом порядке.
109 |
Многие родители чувствуют: когда они читают книгу вместе с ребенком, он не просто слушает историю. Он улавливает эмоции, интонации, видит выражение лица. Мозг малыша настраивается не только на текст, но и на взаимодействие с другим человеком.
Группа исследователей из Бостонского университета (США) решила сравнить, что происходит в мозге детей во время прослушивания живого чтения и при просмотре видеоролика, иллюстрирующего историю, с аудиодорожкой, на которой чтец ее читает. В исследовании приняли участие 28 типично развивающихся детей в возрасте от трех до шести лет. В первом опыте ребенок смотрел на экран компьютера, где менялись картинки, и слушал записанный голос. Во втором случае экспериментатор сидел рядом с ребенком, читая книгу вслух.
Обе истории были тщательно подобраны по длине, лексике и содержанию. При этом исследователи записывали активность мозга детей с помощью функциональной спектроскопии в ближнем инфракрасном диапазоне. На записи видно, какие части мозга «загораются» сильнее во время разных занятий (где нейроны получают больше кислорода).
Когда взрослый читал ребенку книгу вживую, в правом полушарии мозга происходил настоящий фейерверк активности — особенно в зоне, отвечающей за понимание других людей и совместное внимание.
Это похоже на то, как если бы мозг ребенка не просто обрабатывал историю, но и настраивался на волну читающего взрослого, создавая социальную связь. У детей, которые оставались наедине с экраном, активность мозга была более равномерной, без такого всплеска в «социальной» зоне. Возникало впечатление, что ребенок воспринимал историю более механически, без теплого человеческого контакта.
И хотя исследование не говорит, что экраны — это плохо, оно показывает важные различия между двумя видами восприятия в том, что касается мозговой активности. Человеческое общение во время чтения создает особое состояние, которое не может быть заменено гаджетом.