917
Рубрика: статьи
Масштаб новости: мировые новости

30 апреля в Москве выступит певец Джастин Бибер. Музыкальный обозреватель "Огонька" отмечает, что карьера молодежного героя новой формации в первую очередь зависит от его активности в социальных сетях, а уже потом от качества музыки.
Борис Барабанов
Канадский тинейджер Джастин Бибер многим обязан своим менеджерам, но прославился прежде всего благодаря своей матери — Патриции Маллетт. Она купила барабаны, гитару и клавишные, когда он был совсем маленьким. А когда она решила запечатлеть на видео выступление Джастина на конкурсе молодых талантов родного Стратфорда, ей самой было 30, а сыну уже 12. Матерью руководило простое желание разместить ролик на YouTube, чтобы могли посмотреть родственники и друзья. Будучи женщиной молодой и, видимо, чувствуя, что новые видеохостинги и социальные сети — это нечто большее, нежели семейный альбом в интернете, она начала "постить" ролики с сыном один за другим, проявляя усердие, выходящее за рамки простой фиксации взросления сына. 

В первом ролике Джастин Бибер исполнял песню So Sick — дебютный хит на тот момент совсем "свежего" исполнителя R'n'B — Не-Йо. Одной из, безусловно, привлекательных черт ранних любительских видео Джастина Бибера было то, как заразительно белый мальчуган из провинции Онтарио перепевает шлягеры черных американских певцов. Когда он пел So Sick, можно было простить ему несуразный галстук и брюки с рубашкой на пару размеров больше. Тем более что вскоре ему предстояло стать иконой тинейджерского стиля со всеми его атрибутами. 

Сам YouTube к тому времени едва ли существовал два года, его только что купил Google, а русской версии YouTube не было вовсе. В Америке только-только стал набирать популярность Twitter — еще один сервис, сыгравший ключевую роль в карьере Джастина Бибера. Это все дела не такого уж далекого прошлого, но история юного Бибера — в принципе, уже страницы учебника истории, который, наверное, никогда не будет напечатан на бумаге. Это история нового мира, который пока лучшее свое воплощение нашел в сатирическом британском сериале "Черное зеркало". Мир, где новые медиа существуют в жизни людей на равных с водой, воздухом и солнцем, а иногда и заменяют их. 

В официальных биографиях Джастина Бибера сказано, что архитектор его карьеры, менеджер Скутер Браун, случайно обнаружил его видео в YouTube. Сейчас, когда видеохостинги и социальные сети сами подсказывают пользователю, что смотреть, не очень-то верится, что в альянсе шоу-бизнеса и масс-медиа что-то могло произойти само собой. 

Формулировки "нашел в MySpace" или "случайно обнаружил в YouTube" в интервью смотрятся сейчас смешно. Но другой версии знакомства Скутера Брауна и Джастина Бибера у нас нет. 

Скутер Браун, сын венгерских евреев, сбежавших из Будапешта в США незадолго до венгерского восстания 1956 года, до исторического знакомства с Бибером трудился в отделе маркетинга компании So So Def Recordings. Не исключено, что идея раскрутки талантливого белого подростка пришла в голову Скутера Брауна под впечатлением от знакомства с владельцем So So Def Recordings Жерменом Дюпри, который помимо работы с Destiny's Child и Мэрайей Кэри прославился как создатель дуэта Kris Kross. Двух мальчишек, которым предстояло стать мировыми звездами с суперхитом Jump, Жермен Дюпри впервые встретил в соседнем супермаркете. 

Скутер Браун приехал в Стратфорд, город с населением 30 тысяч жителей, знакомиться с родными будущего идола подростков всего мира. 

Мама Джастина Бибера, которая к тому времени уже всерьез раздумывала над тем, как монетизировать данные отпрыска, вспоминала в интервью о том, как молила бога послать ее сыну продюсера-христианина: "Ведь ты же не хочешь, господи, чтобы мой мальчик остался с этим еврейским парнем? Пошли ему христианского менеджера и христианский лейбл!" Но Скутер Браун был очень настойчив. Он лично навестил всех близких и дальних родственников Бибера и познакомился с его учителями. Мама Патриция, как следует помолившись, отпустила Джастина с Брауном в Атланту, где у продюсера (ее ровесника) было совместное предприятие с R'n'B — певцом Ашером. 

После появления первых демозаписей за право подписать контракт с Джастином Бибером развернулась настоящая битва между Ашером и Джастином Тимберлейком, и Ашер победил. Первый сингл Джастина Бибера One Time и EP My World вышли в течение 2009 года. В финале клипа на песню One Time, запечатлевшего бурную подростковую вечеринку с участием "старшего брата" Ашера, Джастин Бибер разводит руками: "Сам не понимаю, как так все получилось, но, кажется, все круто!" 

Задолго до появления My World, альбома из семи песен, записанного под контролем команды менеджеров и продюсеров, количество просмотров видеороликов Джастина Бибера исчислялось миллионами. Скутер Браун решил сделать ставку на противопоставление Бибера другим тинейджерским героям — Келли Кларксон и прочим выходцам из American Idol и "фабрике звезд" студии Disney во главе с Майли Сайрус. Главной задачей опекунов Джастина Бибера было убедить публику в том, что он добился всего сам, без мощных медиаресурсов, просто потому, что вот такой он обаятельный и талантливый. Уже имея серьезный контракт, Джастин Бибер продолжал публиковать видео на том же канале YouTube, где был размещен первый ролик, и пользовался только дешевыми и простыми видеокамерами, чтобы подростки видели в нем своего и, по мысли Скутера Брауна, "делали всю работу за него". 

Альбом My World дебютировал в Канаде сразу на первом месте, в США — на шестом. Синглы по очереди пробивались к вершине по всему миру, но главное — в поле зрения публики оказался новый герой, в бейсболке или толстовке с капюшоном, в ярких кроссовках и с характерной непокорной шевелюрой, за которой следили специально нанятые дизайнеры. 

В конце 2009 года он уже пел на рождественском празднике семьи Обама в Белом доме. 

Открытый Джастином Бибером профайл в Twitter к ноябрю 2010 года набрал 6 млн подписчиков. У Леди Гаги было 7 млн. Twitter Джастина Бибера набирал в среднем по 24 тысячи новых подписчиков в день. 

Пресса стала сообщать о конкуренции звезд в соцсети с гораздо большим пылом, нежели об их музыкальных достижениях. На глазах рождалась новая форма коммуникации звезды и фанатов. Вдруг стало очевидно, что побеждает теперь не тот, кто лучше поет или у кого клипы эффектнее, а кто больше твитов успевает настрочить за день. Весь музыкальный маркетинг развернулся в сторону Twitter, Facebook и других интернет-ресурсов, на базе которых могли консолидироваться поклонники поп-певцов. Известно, например, что 8 с лишним процентов твитов со словом "Бибер" — рекламный спам. 

История Джастина Бибера — череда скандальных твитов, серпантин кадров из светской хроники, то с подружкой Селеной Гомес, то без, бесконечные потасовки с папарацци и безумные выходки вроде записи в книге посетителей музея Анны Франк: "Анна была замечательной девушкой, хотелось бы верить, что она могла бы стать моей поклонницей". Что бы ни творил юный певец, это тут же становится предметом обсуждения в Сети. Подростки следят за каждым его шагом, а взрослые довольствуются информацией о том, что это главный кумир молодежи. Если же брать "взрослые" параметры жизни 19-летнего Джастина Бибера, то из его интервью следует, что он преданный христианин, исключающий секс без любви и считающий аборты детоубийством, что он помогает благотворительным фондам, поддерживающим молодежь с нетрадиционной секс-ориентацией, и что он не собирается принимать американское гражданство, потому что в Канаде система здравоохранения лучше. 

Тем временем менеджер Джастина Бибера, Скутер Браун, по-прежнему держит нос по ветру. Вовремя оценив интернет-успех в YouTube корейского поп-исполнителя Сая (PSY) и его клипа Gangnam Style, Скутер Браун заключил с ним контракт. Только что вышедший клип Сая Gentleman набрал 22 млн просмотров в первые сутки после публикации. 

И музыка в этой истории снова далеко не на первом месте, впрочем, к этому стоит привыкнуть.
Источник: Коммерсант

Дата публикации: 22 апреля 2013 в 22:04