4
627
Тип публикации: Критика
Рубрика: рассказы
Тэги: чемп

Дом маленький. Потолок низкий, двери дубовые (в прямом смысле), полы и потолок тоже, плинтуса выступают так высоко, что спотыкаешься о них. Мыши проели саман с соломой, и местами он сыпется на пол, поэтому приходится подметать. Когда входишь в ту крайнюю комнату, в ноздри ударяет старческий запах. На кровати возле стены лежит бабушка. Конечно, она стара - сто без двух. Больно маленькая (точно в два раза усохла за последние полвека) и, как соломенька тоненькая и хрупкая .

-    Ой! Это кто? Мои птички прилетели! Прилетели родимые, прилетели маленькие, ах внученьки,  мои жалкие!

 Радости бабушки нет предела. Мы все подходим по очереди целовать её.

 -   Ай, мои жалкие, мои птенчики…

 Старухе, конечно, очень диво, что ныне можно проехать девятьсот километров за десять часов, поэтому для нее мы всегда прилетаем, а не приезжаем. Впрочем она давно перестала жить в этом двадцать первом веке, и осталась в двадцатом. Не была на базе уже года три. Хотя, в прошлом году где-то раздобыли носилки и вынесли бабушку на улицу. Несли её мой отец Саша и дядя Серега.

Старуха охала и ахала в страхе и ужасе, хотя видела только дубовый потолок.

 -Серега левее, акк-к-куратно! - коммандовал Саша

 С трудом преодолевался коридор крохотного домика. Повороты требовали высокой точности, чтобы бабушка не выпала, и не поломалась. Если ей случилось бы упасть, то наверняка она бы рассыпалась на маленькие осколки.

 Наконец-то выход.

 -Ребята, разойдитесь! - приказал Серега.

Все наше большое семейство, как один, отступило от выхода. Бабушку вынесли на улицу и все столпились вокруг неё. Её закутали в большое белое одеяло, на шею завязали шарф и надели теплые носки. Но никто не подумал, что дневное солнце будет бить бабушке прямо в глаза.

 -    Принесите кепку кто-нибудь! Бабушке в глаза солнце светит- восклинула баба Таня, разводя руками.

 Бабушке надели на голову большую красную кепку с надписью NYC.

-    Давайте ей бассейн покажем!

-    Давайте качели!

Дети шумно выкрикивали предложения, и подобно электронам вокруг атома, хаотично двигались вокруг старухи на носилках.

В начале бабушке решили показать новые современные теплицы, которые понастроил дед Паша из поликарбоната. Он был ученым во всех сферах стройки, и характером был всегда чрезвычайно весел и энергичен.

 -    Саш, ты чуть присядь, чтобы бабушка под углом лежала и видела спереди - улыбаясь дед посоветовал

 Саша присел, и бабушку понесли к теплицам, под углом, чтобы она видела лучше.

 Всё, что бабушка видела, были только верхушки помидорных кустов, да и поликорбанатный потолок, но её рот застыл в положении буквы “О” , а глаза испуганно глазели во все стороны.

 -Вот, бабушка, так сейчас помидоры выращивают. По новым (делая особое ударение на это слово) технологиям! - Разъяснял с улыбкою дед Паша. - А ну Мишенька, покажи бабушке помидор!

 Мишенька поднес к бабушке большой красный помидор. Она еле слышно сказала - Аха.

 -Какие хорошие помидоры выросли! - дед Паша радовался, и сам сорвал помидор

 Наша процессия вышла из теплицы.

 -    Мамочка не уморилась еще? Не устала? - хлопотала баба Таня, поправляя одеяло на бабушке.

 -    Теперь новый навес ей покажем! - добро скомандовал дед Паша - Несите ребята!

Новый навес стоял на месте ветхой летней кухни, которую бабушка всегда любила. От старухи скрывали намерения о сносе кухни, но теперь уже было не мудро что-то скрывать

 -    Бабушка, помните, здесь летняя кухня стояла? Вот теперь здесь навес стоит - новый, хороший, прочный!  - начал разъяснять Саша.

-    Под ним мы от жары прячемся - задорно вставил дед Паша.

-    А вот прямо здесь стояла кухня и погреб - продолжал объяснять Саша.    

 Но бабушка не могла вспомнить это место. Тщетны были все объяснения, она не вспоминала ни кухню, ни погреб.

 -Сашенька, а это мы хде? - чуть слышно спросила старуха, все подступили к ней, чтобы слышать, что она говорит.

 Баба Таня грустно развела руками, - Мамочка, ты совсем всё забыла. - потом взглянула на деда, - Паш, а может она сад вспомнит!

 -    Ребята, несем бабушку в сад! - дед Паша весело махнул рукой, и чуть горбатясь, пошел впереди носилок.

 Саша присел и бабушку понесли, под углом, чтобы она видела лучше.

-Вот тут, бабушка, - Саша начал рассказывать в надежде, что бабушка вспомнит местность, - стояла грушина, но теперь она больше не приносит плод, поэтому мы её спилили и посадили молодняк.

 -    Кака́ грушина была. - она чуть слышно сказала. Голос её был, как паутинка, тонкий  - Каки ладные груши родила нам (она отрицательно покачала головой), шош вы её уячили

 Саша растерялся, и вовсе не находил, что ответить. Они с Серегой остановились, чтобы бабушка могла посмотреть на сад.

 Старуха в ужасе оглядела молодняк.

 - А это мы где, Сашенька? Здесь грушины не было, (пауза) это не наш сад

 Старуха и вправду попала не в свой сад. И тщетно мы все пытались ей напомнить о прошлом. Всё изменилось, и она больше никогда не увидит своего родного база и сада

Тогда Серега сообразил - Может, она дуб вспомнит!

 Снова мы суетно двинулись, теперь к дубу. Саша присел, и бабушку понесли под углом, чтоб она лучше видела. Дубу, как и бабушке, было лет недурно. Около двухста! Великий и торжественный, он накрывал тенью всю старую хату, и постоянно нарушал электрические провода, так что приходилось его немало пилить

Саша и Серега остановились под дубом. Бабушка вдруг улыбнулась, глаза помокaрели от слез, баба Таня принялась их вытирать платком.

 -    Узнала, вспомнила! - засмеялся дед Паша.

 Саша устал ходить гуськом и поставил передний конец носилок на песчаную землю, а Серега присел на том конце носилок. Мы все, великое сборище, молча стояли и смотрели на дуб, который бабушка узнала

Такой святой страх охватил меня , когда я осознал, что это - живая история. Дуб видел батюшку царя, встречал товарища Ленина, провожал Сталина. Он был посажен, когда только наши предки осели здесь, в степи. И мы отсчитываем существование нашей семьи по нему. Дуб - это символ жизни, символ семьи, наконец, символ вечности! Мы, подобно дубу, должны жить и не умирать, расти и мужать, становиться выше и торжественней! Но что-то пошло не так - больно не так! Мы стареем и умираем, усыхаем и ослабеваем, наконец сравниваемся с грязью и исчезаем. Но вот стоит этот дуб, а я стою под ним, и понимаю: это знак надежды, это чудо, это притча! Притча о том, что вечность существует. А это значит, что смерть вовсе не конец, а лишь начало жизни!

-    Держите бабушку! - возопила вдруг баба Таня.

Бабушка уверенно съезжала по носилкам, как по горке вниз. Все бросились её спасать, и остановили, ровно перед тем, как она должна была уже упасть. 

 -    Не уморилась, мамочка? Не устала? - захлопотала баба Таня, поправляя бабушку.

 -    Устала Танюша, уморилась уже! - заохала бабушка.

 Саша и Серега взяли носилки и потащили её в дом, аккуратно, чтобы не уронить.

Дед Паша, улыбаясь, всегда нам говорил, - В Дубах есть только один минус, живешь и никак умереть не можешь!

Дата публикации: 12 апреля 2016 в 15:58