|
Здесь опубликованы все рассказы авторов ЛитКульта.
Для удобства пользования разделом доступны рубрики. Работы расположены в обратном хронологическом порядке.
1420 |
Молодая женщина с крохотной девчушкой на руках вышла за дверь. Перед уходом раскланивалась и рассыпалась в благодарностях, а у самой гримаса исказила лицо. Испугалась. Любопытно, какие изменения произошли со мной в этот раз? Я не чувствовал, но судя по реакции мамочки малышки – изменения были.
Я посмотрел на стол, грубо сколоченный из неотёсанных досок, потемневших от времени и грязи. На столе пачка макарон, три банки тушёнки, два мешка по килограмму с солью и сахаром, булка хлеба. Дары приходящих. Бартер за мой дар. Хотя я никогда и никого ни о чём не просил. Просили они. И получали по прошению своему. Я тоже получал. Мгновенно или почти мгновенно – болезни и увечья. При виде которых просители приходили в ужас, спешили скорее покинуть мою обитель. Вот и сейчас стал донимать вопрос, во что обошёлся очередной визит.
Я схватил здоровой рукой толстую кривую палку, служившую посохом. Доковылял до двери и вышел из дома – дряхлой покосившейся бревенчатой лачуги со старой, всегда чадящей печкой, сколько не замазывай щели глиной, и единственным узким оконцем. Хотел увидеть лицо. Женщина пристально смотрела на лицо. Значит, метаморфоза коснулась его.
У входа стояла порыжевшая железная бочка с дождевой водой. Моё зеркало и умывальник. Раньше я мог спускаться к реке, но теперь обратный подъём к дому был уже не под силу. Тело ещё не стало совсем немощным, но близилось к тому. Мой предшественник процесс разрушения называл выгоранием – неизбежной платой за обладание даром и свершение чудес. Тогда я не в полной мере осознал весь зловещий смысл этого слова. Теперь знаю наверняка. И могильный холм неподалёку от дома – напоминание об участи обладателя дара. Если бы я мог всё вернуть назад... Всё осталось бы прежним, как ни крути.
Затхлый и плесневелый запах лачуги сменился запахом трав, полевых цветов. Полумрак – солнечным светом. Лёгким тёплым ветром. Я прищурился. Теперь почувствовал произошедшие изменения. Не понял, но почувствовал. Наклонился над бочкой, ненароком стукнув палкой о железный бок. По поверхности воды пробежала быстрая рябь и тут же утихла. Я смотрел на отражение. Уже привычный облик – ещё не глубокий старик, но вид человека преклонного возраста. Ни единого волоса на голове. Морщинистые лицо и лоб. Когда ко мне пришёл мужчина с пороком сердца – мои волосы враз поседели. Когда я исцелил больного саркомой кости, мои волосы выпали и я постарел на десять лет. Тут же. Ввергнув в трепет исцелённого. Сколько их было, желающих быть здоровыми, жить? Не знаю. Они приходят постоянно. Они исцеляются – я выгораю.
Я наклонился поближе к неподвижной водной глади. Левый глаз полностью покрылся белёсой плёнкой катаракты. Я усмехнулся – легко отделался. Перед последней посетительницей была ещё одна – бесплодная. Одно прикосновение вернуло ей способность зачать ребёнка. Кисть моей правой руки полностью высохла. Хороший обмен за возвращение детородной функции. И снова страх. Спешное растерянное благодарение и испуганный взгляд при виде кривой и костлявой руки, бывшей за минуту до касания абсолютно здоровой.
Сегодня хороший день, можно порадоваться. Катаракта – ерунда. Пару месяцев назад, после говорливой бабёнки, приведшей запойного мужа, у меня отслоилась сетчатка левого глаза. Я почти перестал им видеть. Поэтому не сразу заметил изменения. Просто сейчас ослеп на левый глаз полностью. Удачно, я бы сказал. Мог ослепнуть на правый глаз.
Набрав пригоршню воды, омыл лицо, выпрямился. Опираясь на палку, добрался до крупного гладкого валуна, нагретого солнцем. На нём удобно сидеть. Глядеть с высокого берега на глубокую синеву реки. Ни о чём не думать. Или наоборот – предаваться воспоминаниям.
Я взгромоздился на валун. Попытался вдохнуть полной грудью, но закашлялся, выплёвывая сгустки крови. Чёртова эмфизема или туберкулёз. Кажется, кого-то исцелил от лейкемии. Дар – мой краткосрочный банковский вклад, гарантия скоротечности моей жизни. И долголетия тех, кто приходит ко мне. Я сам ступил на такой путь, однажды бросившись в реку с железнодорожного моста. И должен благодарить судьбу, что она возвратила хотя бы это быстролётное существование.
На неприкрытое запястье, издавая назойливый писк, уселся комар. Нащупав на коже удобное местечко, впился хоботком. Тоненькое брюшко стало розоветь и раздаваться вширь. Любопытно, вместе с моей кровью комарам передаётся частица дара? Иссохшейся кистью я прихлопнул комара, оставив влажное тёмно-красное пятно на руке. Продолжил наблюдение. Не прошло и минуты, как раздавленный комар зашевелил лапками. Пришли в движение прозрачные крылышки. Комар запищал, сорвался с запястья и улетел. Я стал разглядывать руку. Ноготь на мизинце почернел – цена возвращения к жизни насекомого.
Человек, передавший дар, выгорел весь, воскрешая из мёртвых меня. Вытащил бездыханное тело из реки. Я очнулся на лавке в лачуге. Мой спаситель лежал на земляном полу. С первого взгляда – мумия, скелет, обтянутый кожей и будто не одетый вовсе, а завёрнутый в какие-то лохмотья. Когда он открыл глаза – невидящие, белые, – я вздрогнул. Подумал, что ожил мертвец. Хотя из нас двоих ожившим мертвецом был только я.
Слабым, едва слышимым голосом он произнёс:
– Ты займёшь моё место. Будешь творить чудеса. И платить за всё. За смерть, за воскрешение, за исцеление.
– А если я не хочу платить? – спросил я, чувствуя огромный прилив сил и желание жить. – Просто встану и уйду. Как Лазарь.
– Не уйдёшь. Не получится уйти. Это слишком большой дар, чтобы ты мог отвергнуть его. Не мне и не тебе решать, что будет дальше.
– И что будет дальше?
– Смерть. Первый раз ты умер быстро. Теперь станешь умирать медленно, раздавая жизнь по крупицам другим. Тем, кто нуждается в чудодейственной силе дара.
Я долго молчал, пытался не просто понять – поверить в сказанные слова.
– Медленная смерть, – отрешённо повторил я.
– Выгорание, – поправил меня лежащий на полу человек. – К тебе будут приходить люди за исцелением. Заставят тебя выгорать. И ты ничего не сможешь сделать. Так же, как не смог я. Когда почти выгоришь – появится тот, кому ты передашь дар. Чтобы выгорал уже он. Так было и так будет. Сколько – мне неведомо. Наверное – всегда.
Он продержался ещё день. Когда умер, я попытался сбежать. Кружил по лесу, но каждый раз возвращался к утлой избушке. На третий или четвёртый восход солнца я сдался. Выкопал могилу и похоронил прежнего хозяина лачуги. Не успел стряхнуть с лопаты налипшую землю, как явился страждущий исцеления. Рак. Неоперабельная опухоль мозга. Он оставил меня с высохшей левой ступнёй. С того момента мысли о бегстве казались нелепыми. Если у здорового ничего не получилось...
Солнце в зените. Припекает. Пора заняться делами насущными. Надеюсь, сегодня больше никто не придёт, не помешает. До зимы далеко, но и я не в состоянии за короткое время собрать достаточно хвороста, чтобы в избытке запастись дровами. Надо начинать заботиться о себе сейчас, чтобы не мёрзнуть в лютый мороз. Ползком на брюхе приволочь хотя бы одну-две охапки. Потом растопить печь и сварить ужин. Немного поесть. Тушенка и макароны. Надеюсь, меня не будет рвать желчью. Кто в качестве платы оставил мне цирроз, я уже и не вспомню. Может, девушка, глухая от рождения, а может мальчик, который исцелился от ДЦП. Иногда их приходит слишком много, и выгорание протекает быстро. Но не смотря на дар, мне всё равно хочется пережить ещё несколько зим.
Яна, спасибо от души и за внимание, и за комментарий. Особенно приятно и ценно для меня, что рассказ Вам понравился.
|
Спасибо, Евгений! Нужно было придумать идею, сюжет и вплести в него заданную фразу: «Это слишком большой дар...» Ну, и так далее. И ограничение по времени и по знакам. Спасибо, что оценили и прокомментировали работу)) Не хочется, если честно, чтобы труд был напрасным.
Ещё раз спасибо от души! |
Юра, благодарю за комментарий и оценку!
Кстати, очень верно подметил. И притча, и преднамеренный гротеск, выраженный в использовании стилистических фигур, таких, как гипербола, гипертрофированности образности, помогающих действительно отразить суть истинного дара. Про отдающего себя без остатка — это ты очень хорошо сказал. Как и про обратную сторону луны, т.е. платы за дар. Анти-христианство… Скорее нет. Просто каждый заплатил по-своему. Персонаж рассказа — выгоранием. Павел и Пётр — гонениями и казнью, лютой смертью, которой их подвергли. Просто разные пути были начертаны к Голгофе. Спасибо! |
Я бы сказал: анти-христиански.Может быть я и не прав, но так на первый взгляд показалось.Проводя аналогии с «Деяниями»: ученики христовы рассыпались бы, и Павел бы не дожил до меча, а Петр до креста, если бы, платой за исцеление, такими темпами, гуляла бы энтропия.Не знаю даже; слышал об этом из рассказов экстрасенсов; да, что там по рассказам! сам, после одной такой ночи «душелечения» с гитарой и стихами, неделю в себя прихожу…
Здесь-как по мне-обратная сторона луны.Даже не так.Скорее — притча, образность, гипербола.Но суть верная: отдающий себя не может отдать какую-то часть.Неизменно-всего. |
Спасибо, Анис!
Ты, как всегда, всё чувствуешь и, основываясь на чувствах, ощущениях, интуитивно правильно анализируешь представленный материал. И тебе желаю только успехов! |
Игорь, выбранный для этого произведения жанр сам диктует нужные рамки. Я это прекрасно понимаю. И всё у тебя получилось замечательно. Конечно, я домыслила всё, что ты оставил между строк. Персонаж твой настолько живой (хоть и выгорает так стремительно), что хочется знать о нём больше. И хочется, чтобы случилось чудо — и он пожил подольше. Даже была наивная мыслишка, чтобы страждущие стали приходить к нему не так часто. Ты же знаешь, что такие мысли возникают у читателя, когда он болезненно сопереживает герою произведения, а значит, верит в его реальность, верит автору.
Желаю тебе новых высот в творчестве. А про маму… я сама чувствую то же самое, завтра как раз годовщина, уже 9 лет, а болит и болит… |
Анис, здравствуй! Мой дорогой друг, спасибо за тёплые слова! За понимание и, конечно же, внимание! Да, наверное можно было создать целую предысторию, но, думаю, она присутствует в контексте рассказа и делает его завершённым.
Ещё одно отдельное авторское спасибо! Раз рассказ вызывает эмоции, интерес, желание читать ещё и знать хочется больше о персонаже — это дорогого стоит. Значит главный герой стал небезразличен, получился наделённым жизнью и одухотворённым. Пожалуй, один из элементов авторской сверхзадачи)) Всегда тебе рад, Анис! За слова сочувствия моя особенная благодарность. Вроде время прошло… а не желает душа мириться. Что правда, то правда. |
Игорь, здравствуй. Я не имею достаточных знаний, чтобы делать какие бы то ни было замечания относительно прозы и могу лишь сказать тебе своё читательское спасибо. Читала с большим интересом и понимала, что хочу читать и читать ещё.
Мгновенно созрела мечта: вот бы это был дневник того целителя, из которого я бы могла узнать его предысторию, а потом и всю его жизнь, день за днём, до самого конца, до нового приемника… Ух, как хорошо бы… Не прими, пожалуйста, за нарекание, это, мой друг, комплимент! Хорошо пишешь! ps: про маму твою горько как(( |
Спасибо за ответ, Игорь, я поняла это сразу,
просто во мне нет такой жажды жизни, вот и удивляюсь) А рассказ мне понравился, тоже захотелось прозу попробовать написать) |
Спасибо за комментарий и оценку! А алогизма нет. Вы сами ответили на свой вопрос. Стоит только одному человеку прознать, где есть целитель (бабушка, маг в сотом поколении...), то очередь страждущих непременно выстроится. Гротеск. Это часть замысла сюжета. Олицетворение цены. Очень нужный и допустимый литературный ход, чтобы идея сюжета была вычерчена чётче.
Благодарю за внимание! |
Благодарю от души!
Да, согласен с Вашим мнением. И сюжеты (все сюжеты) придуманы давно (может уже лет сто назад), но не значит, что нельзя их обыгрывать. Често, искренне рад, что рассказ пришёлся Вам по душе. А фраза относительно: «Скажи Богу, что вам плохо...» Тут Вы правы на все сто. Бог может и вправду показать, что значит по-настоящему плохо. Так, что небо с овчинку покажется. И думаю, что за дар всегда приходится платить. В том числе и здоровьем. Ничего не происходит просто так. Как писал Стивен Кинг «Иногда события текут сами собой...», но в том же рассказе (увы, не помню названия), есть междустрочный тезис, что события не происходят просто так. Тот же Стивен Кинг писал: «Будьте осторожны в своих желаниях, обращаясь к Богу. Может и исполнить». С уважением! |
Люба, спасибо тебе большое! Очень рад, что ты прочитала рассказ и он тебе понравился. А главное — что ты его «раскусила», поняла. Вот это особенно радует!
|
Аглая, спаибо за внимание к рассказу. Мне вообще интересно Ваше поэтическое творчество, поэтому и когда Вы не обходите вниманием мои скромные работы, то мне приятно. Ответ на вопрос… Люба его сформулировала раньше, чем я. Жажда жизни.Не смотря ни на что. Есть немного в смысловом подтексте и этой составляюще. Когда люди смертельно больны, понимают, что обречены, всё равно деражатся за жизнь до последней секунды. Строят планы. Так было с моей мамой. Она угасала быстро, болезнь не давала ей ни единого шанса, но она, понимая, что её планы несбыточны, говорила мне, что будет делать предстоящим летом (не этим — это был 2012 год) в саду, что планирует посадить. И что осенью станет делать с урожаем яблок (у нас в саду росла чудесная яблоня)… До лета мама не дожила. Сад я продал, поскольку живу в другом городе и мне не по силам было бы его тянуть. Остались только фотографии. Фото на память, от которых веет и теплом, самыми лучшими воспоминаниями, и болью. За то, что время прошло, утраченного не вернуть. Как и родных и любимых людей.
Спасибо! |
стилистически продуманный рассказ, ритмически ровный. но (в качестве придирки) главгер выгорает слишком стремительно и чрезмерно гротескно. ещё мне логически не понятно, как люди узнают, что гг обладает даром. впрочем, что тоже второстепенно. в каком бы времени ни существовал настоящий целитель, где бы он ни скрывался, однажды прознавши, неминуемо выстроится очередь из страждующих и тогда «свиньи и дуб завалят».
|
Ни от чего неззя зарекаться — ВСЁ бывает в первый раз…
Хороший рассказ, Игорь, я буду не я, если не скажу, что не такой уж и оригинальный (подобная тема цены за исцеление даже в Секретных материалах мелькала 100 лет тому назад), но сработанный очень качественно, что ценно втрое — за ограниченный срок тура Чемпионата. Второй несомненный успех — выход за рамки жанра. Мистика/фантастика служат фундаментом к морали поданной автором в достаточно ненавязчивом качестве. _)Скажите Богу, что вам плохо и он покажет вам, что такое «Плохо». Что тут советовать? Наверное, пробовать жанр дальше. |
литературный портал, литературные конкурсы, сетература, опубликовать стихи,
опубликовать прозу, литературные блоги, новости литературы, любимые стихи