|
Здесь опубликованы все рассказы авторов ЛитКульта.
Для удобства пользования разделом доступны рубрики. Работы расположены в обратном хронологическом порядке.
887 |
- Апельсины хочешь, красавица? Пакет бери, сама набирай – какие на тебя смотрят! Хорошие апельсины: порадуешь мальчика.
Мы берём апельсины и кладём в пакет по одному: я – придирчиво осматриваю, разглаживаю рыжую корочку, боюсь червоточины, грязи любой, листика; Доминик – весело, небрежно, не глядя.
Два килограмма – хватит. Продавщица снимает пакет с весов.
- Еще что? Черешня, помидоры?
Помидоры у неё лежалые.
- Нет, спасибо.
Она берёт деньги.
Я толкаю инвалидную коляску по гравию между желтых палаток. Ярмарка выходного дня. Спросила врача – до парка доедем, можно? Доминик вон солнечного света не видел сколько. Врач сказал – валяйте. Недолго только.
- Что-то хочешь еще?
- Солнечные очки.
Очки пластмассовые, радужные, красивые. Маленький грустный узбек сразу же вынимает одни, надевает на Доминика, подносит зеркало.
Маленький узбек отчего-то вытащил девчачьи очки – в розовой яркой оправе.
Доминик смотрится в зеркало: хмурый мальчишка с беленькими бровями.
- Мне нравится.
- Хорош тебе, хорош, трыста рублей всего, трыста.
Не торгуясь, протягиваю триста. Узбек смотрит на меня, на Доминика, на черную шапочку, которую нужно носить даже сейчас, в августе, и возвращает две бумажки обратно.
- Вы чего? Триста же.
- Ай, - машет рукой, отворачивается. Протирает зеркало тряпочкой.
- Спасибо вам большое, - говорит Доминик.
Так и едет дальше – в огромных кукольных розовых очках. Я молча толкаю коляску. Через выбоины в гравии она не едет – тогда приходится разворачивать и везти спиной.
Он уже не щурится на солнце. Видит голубей – эй, осторожно!
- Не видишь, что ли? Они греются.
Мы ждём голубей – разлетаются прямо из-под колес.
- Вижу, вижу. В парк?
Доминик кивает, натягивает на колени тонкое синенькое покрывало из «Икеи».
В парке маленькое яркое колесо обозрения – загорается взгляд, оборачивается через плечо:
- Давай прокатимся! Ну пожалуйста.
Останавливаюсь, придерживая коляску – понимаю, что нечестно. Но на колесо пока не надо бы.
- Вот домой отпустят – прокатимся. Хорошо?
Доминик щурится:
- Оттуда, сверху, наверное, церковь видно.
- А разве здесь есть?
- Ага. Утром колокола звонят, будят.
- Что ж окна не закроете?
- Так утром же проветривание положено. Да и люблю колокола. От них хочется встать, пойти почистить зубы, причесаться…
Он смеётся.
- Хотелось. Раньше.
Позавчера попросил принести машинку, и мы в туалете сбрили ему волосы. Крашеные белые прядки падали на пол – потом взяла у санитарки щетку, подмела.
Доминик долго смотрелся в зеркало.
Зато краситься больше не надо, наконец сказал он. Обесцвечивал волосы он давно – привык.
- Но только мы на настоящие колесо обозрения поедем? На огромное, которое на ВВЦ. Разрешат?
- Разрешат. Как встанешь – не поволоку же тебя с коляской. А то всё метро глаза пялить будет – тётка-цыганка пацана украла.
- Какая же ты тётка?
- А то кто же? Тётка и есть. Помнишь – как твоя бабушка говорила?
Два года назад Доминик из Магадана заявился к своей московской бабке, которую десять лет не видел – просто пришел, позвонил в дверь, кинул сумку в прихожую. Сказал, что собирается поступать в Литинститут. Бабушка не знала такого института, да и внука помнила плохо, но в квартиру пустила.
Первое лето он читал школьную программу, потому что без неё в институт не брали. Он не помнил Толстого, потому что в школе проболел всю тему. Я порылась у себя в антресолях – нашла. В переплёте, правда, плохом.
Когда я приходила, бабушка Доминика всегда кричала от дверей – иди, там тётка пришла.
Может, она на самом деле считала меня тёткой, родственницей – ведь не может же Доминик дружить со взрослой и чудаковатой женщиной пятьдесят второго размера.
Когда он поступил в институт, бабка умерла – на похоронах Доминик плакал. А потом его слез ни разу не видела.
- Давай купим блинчики, - просит.
Мы останавливаемся у «Теремка», занимаем очередь. За единственным маленьким столиком мужчина пьет клюквенный морс.
Люди оглядываются: на мою длинную вязаную кофту, немытые неделю тёмные волосы, его тёплую чёрную куртку, застёгнутую под подбородок.
В очереди: старушка с нарисованными бровями, девчушка на роликах и парень – синий измятый галстук.
- А инвалидам не без очереди разве? – развязно спрашивает галстук.
Молчим.
Покупаю блин с ветчиной и сыром.
- А тебе?
- Милый, да я такие блины у себя на кухне испечь могу. Тут мука и вода. Жуй.
- Ничего не мука, - с набитым ртом, - не выдумывай. Сказали, когда домой отпустят?
- На неделю отпустят. Кстати, надо будет съездить, прибраться в твоей съёмной.
Он замирает с пластмассовой вилкой в руке.
- Незачем.
- Не упрямься. Она имеет право.
Он хмуриться и медленно доедает ветчину.
Послезавтра из Магадана в Москву прилетает его мать.
Домиником он стал зимой.
Выбрал имя святого Доминика – наверное, просто потому, что мой Доминик не знал никого другого.
Мы возвращаемся в больницу – ровно через полтора часа. Никто не следит. Затаскиваю коляску по пандусу – ржавому, неудобному. На двери онкологического отделения уже успели приклеить объявления: «Лечу рак, обращайтесь…», «Любая стадия, звоните…».
Протягиваю руку и сдираю разом несколько – листочки летят на бетонное крыльцо, в траву.
- Уроды, - бормочу.
- Кто? – оказывается, Доминик слышал.
- Да никто.
Каталку оставляю в коридоре, и пять шагов до палаты Доминик делает сам. Палата трехместная, его кровать – крайняя правая, возле окна. Пока мы гуляли, постель переменили.
На койке в центре спит старуха, к которой не никто не приходит, поэтому в палате постоянно густой неприятный запах. Старуха сама не моется, хотя и встаёт. Воду ей приношу.
На койке у двери лежит сорокалетняя женщина.
- Грязь с улицы опять несёте, - говорит женщина. Не спит.
- Гулять ей нужно.
Доминик садится на кровать, смотрит в глаза. Уже без куртки – в тоненькой хлопковой рубашке.
- Гулять ей?
- Ну перестань, ты же всё понимаешь.
Когда в обход зайдёт врач с беленькой папкой истории болезни, на обложке будет написано черным маркером – Александра Адлер, девятнадцать лет.
Мальчика Доминика в больнице называют Сашенькой, потому что это правда, и так написано в его паспорте. Он сказал – с детства. Патология. Мать посчитала блажью, а в Магадане такое не лечили.
Но с мальчиком случилась болезнь, которой у мальчиков не бывает.
Мой Доминик лежит в онкологическом диспансере, в отделении гинекологии.
Химия. Вены плохие. Волосы, машинка, туалет. Ожидание операции.
- И ты туда же. Сколько можно просить, - Саша берёт свои новенькие розовые очки, купленные у доброго узбека. Смотрится в темные стёкла. И вдруг быстро бросает на пол, откидывается на кровать и закрывает лицо руками.
Девочка Саша плачет.
Доминик стоит на помосте, на возвышении, и его книги не горят.
- Я не Сашенька, ясно? Я Доминик, я – Domini сanis…
- Почему она называет себя Домиником? – спрашивает меня сорокалетняя женщина.
- Она католичка, отстаньте, - отмахиваюсь.
Мне пора уходить. Скоро процедуры.
- Дашь ключи?
Молчит.
- Саш, ну сам подумай. Куда ей деться? К тебе едет. Квартира свободная, нормальная. Прибраться только. Не в хостел же. Дашь ключи?
Доминик откидывает голову на подушку:
- В рюкзаке, в боковом кармане. Мои тетрадки не трогать.
Вынимаю из кармашка два ключа и смешной жёлтый брелок. Послезавтра встречаю в аэропорту его маму – я сама позвонила, тайком списав номер. Сказала – вашей дочери будут делать операцию. Приезжайте срочно.
Киваю ему, ключ сжимаю в кулаке – иду к дверям: возле бабки задерживаю дыхание.
- Погоди, - Доминик приподнимается на локте, - я первого сентября ведь пойду в институт?
- Ну конечно.
- Тогда скажи маме, чтобы ничего не покупала – а то заладит: белую блузочку, надо нарядиться к учебе. Скажешь?
- Скажу.
Прикрываю дверь в палату.
Маму зовут Елена Алексеевна – послезавтра будет в Домодедово. Куда её везти? В больницу нельзя. С трудом наскребли денег на две химии, и чтобы палата была чистая, маленькая, не на шестерых. И всё.
Доминик снял квартиру у подруги покойной бабушки – пятнадцать тысяч за однушку и наведывалась раз в месяц. Распахиваю деревянную входную дверь, обитую клеенкой. Вхожу не сразу – форточки закрыты и пахнет сухой землей, пылью. В мусорных пакетах лежат яблочные огрызки.
Собираю бельё с кровати. Убираю со стола раскрытую тетрадь в клетку – стихи и нарисованная цветными ручками принцесса с персиковыми волосами. Книжных полок нет, валяются библиотечные советские Гоголь с Достоевским – этих я принесла. Всё равно дома пылились.
В остальном не стыдно привести мать в квартиру дочери. Светло. Шторы беленькие.
Так. Ляжет она на диване, из книг увидит только школьную программу. Огрызков нет. Протухшего молока в холодильнике тоже.
Закрываю квартиру на ключ, а через два дня привожу маленькую усталую женщину.
Она летела восемь часов, но в больницу сегодня не пустят.
- Саша хорошая девочка была, - маленькая женщина плачет, сидит на кровати не разуваясь, - только в школу толком не ходила: то с парнями по двору, то драка, то с книжками в угол. Я и не трогала: хочет – пускай по турникам скачет, спортивная… Кто ж знал? Что, насильно в платье наряжать надо было?
- Нет. Не надо.
На маленькой женщине белая курточка из секонд-хенда.
- К женскому врачу у нас не было принято ходить… Зачем девчонке, незамужней – женский врач? А потом, когда школу закончила, заладила – поеду на поэта учиться. На поэта, представьте? Я Васю попросила с девчонкой поговорить – хоть не отец, а всё ж мужчина... А Сашка на следующий день собралась и уехала. Видно, выпросила у кого-то денег на билеты. Друзья-то были многие взрослые, у кого околачивалась… Рюкзак только взяла. И к кому? К полоумной бабке, мамаше моей, которая и не приезжала никогда.
- Полоумная? Не знаю. Вроде ничего. Они с Сашей дружили.
Иногда из дома неделями не выходила, не училась – у бабушки давление. Нельзя оставлять одну.
Елена Алексеевна кривит губы в бледной помаде:
- Когда Сашкой тяжелая была, собаки снились. Знала – не к добру.
Молчим.
- Вы отдохните с дороги, - встаю, достаю из комода полотенце, - в ванну можно сходить.
- Не в гостинице же…
- Отдохните. А потом сходим на рынок – Саше на завтра фруктов купим. И пряников – мучное можно.
Завтра в отделение опять пускают. А сегодня – чёрт знает: санитарный день какой, что ли. Ох и будет ору, что привела мать в палату. Ничего.
Мы идём на рынок и останавливаемся у лотка со всякими сладостями – крекеры, мед, халва. Вот там к нам и привязывается собака.
Маленькая собака, черненькая, лохматая. Подошла – прихватила игриво ткань на брюках Елены Алексеевны.
- Эй, бобик, не смей, - отгоняю, шуршу юбкой. – Чей ты?
Собака ничья.
- Бобик, - говорю, - нам не до тебя, нам домой пакеты нести.
- А у Саши есть собака? – Елена Алексеевна ставит пакет.
- Нет.
Какая собака. Кому до собаки сейчас.
- Давайте ей собаку возьмем? Выйдет из больницы – а там пёсик сидит в квартире, ждёт? А?
- А кормить собаку кто будет? Вы? Никто не знает, когда Сашу выпишут. С собакой гулять надо. Расчесывать. В ветеринарку возить, к врачу. К врачу, вы понимаете?
Я так боюсь, что начнётся – доченька, да в кого же ты себя превратила, я тебя девчонкой рожала, да…
Тогда Доминик начнёт кричать.
Сажусь прямо на асфальт, подобрав юбку. Елена Алексеевна в белых льняных брюках – она, конечно, не садится.
Чёрная лохматая собачка не уходит.
- Елена Алексеевна, нам бы поговорить.
- Поговорить? – маленькая женщина наклоняет голову, - не разговаривали еще разве?
- Нет. Ваша дочка изменилась.
Елена Алексеевна резко и несколько раз кивает – дергается подбородок, точно от плача.
- Знаю. Матери-то звонила. Всё знаю. И не вчера началось ведь.
- Хорошо.
Назавтра обе входим в палату – Елена Алексеевна останавливается на пороге, смотрит сперва на спящую старуху, потом на женщину с телепрограммой на средней койке, и только потом – на Доминика.
- Здравствуй, сынок, - говорит она.
Скучно.
Пусть будет подруга. А мама в конце так и скажет: была у меня дочь, а теперь у меня и сын и дочь. И обняла свою невестку) Интересно, сейчас действительно много среди подростков толков о том, что пол не важен, или это всегда среди подростков было)) в общем странные дела) |
убрать однозначно. как можно определить курточку, что она из секонд-хенда? Название — согласна с предыдущими комментаторами — навязчиво-пафосное, к тому же не соответствующее содержанию. Все ждешь, ждешь — когда ж там появятся-то псы Господни, а нет их. |
Согласна с Ирмой и другими критиками: штампы, поскольку много всего, что их создаёт: и пёс, и нищета, и злые/равнодушные люди вокруг.
Ненавижу, когда белое делают чёрным, а чёрное — белым. У Вас получилась смесь «Один дома» с плаксивой историей. Но это — на первый взгляд. На второй взгляд Ваше мастерство. Хорошо пишите, хотя с цену с собакой пропустила (это чересчур). В финале вот что напишу: от меня оценки не будет. Хорошо рассказать слёзную историю, это плюс на минус, ноль в итоге. Вопросов много, но финал не открыт, а закрыт. Чудо превращения произошло, и все счастливы. Дальше — безнадёжная пустота. Пусть меня ругают, о я не вижу идеи в Вашем рассказе. Художественность есть, а вот истории нет. Вы пишите, что это бытовая драма. А мне хочется добавить — с элементами фэнтези. Нравится Вам и другим — ладно. За приятный русский язык — спасибо! |
Спасибо!
И знаете за что? За очень доброжелательное восприятие рецензии. Это доказывает, что Вы — писатель. Не графоман. И я искренне рад этому. С уважением и пожеланием успехов! |
Привет! Я бы не делала маму такой затравленной и в курточке из сэконда, уж больно жалостливо. А так все хорошо. Сюжет не показался банальным. Название совсем не соответствует. Чего заморачиваться – можно и «Доминик» назвать.
Успехов! |
Благодарю за оценку! Про «псов господних» в данном случае просто игра в метафору, ничего особенного, почти вне исторического контекста. И про штампованность даже спорить не буду, потому что самой ближе именно такая бытовая драма.
|
Насчёт финала — наверняка так и есть, прямо-таки сериал, но я честно не очень представляю, чем еще могла бы закончить. Спасибо!
|
Это сильно, Саш,
пусть и не оригинально, но в конце-концов, сюжетов всего-ничего, как и нот всего семь вроде бы, лёгкость повествования, техника вполне себе искупают стандартный набор современной социальной драмы и смазанный финал, в котором сахара явно переборщили_). Кстати, метафора с собакой-доминиканским орденом очень качественная. ГГ — не ту, что Доминик, а ту, от ллица которой идёт повествование можно и не описывать подробно, её поступки говорят сами за себя. |
nele, здравствуйте!
Не буду многословен, ибо… и тут Остап задумался))) Ибо нет необходимости многословия. Сюжет — да, очень хорошо описан. Вообще, художественная речь — это Ваш конёк. Сюжеты… Они и интересны могут быть, но могут быть непривлекательны для читателя. Оценка исходит из этого критерия. Данный сюжет не оправдывает названия и ожидания читателя. Первое — сменить заголовок ближе к сути. Второе — картина сюжета описана пусть и красиво, но штампованно. Это тоже в минус. Посто посмотрите и поразмышляйте. Вообще — Псы Господни — это карающие инквизиторы Средневековья. Надо учитывать ньюансы и истории, и литературы. С уважением и почтением, И.К. |