|
Здесь опубликованы все рассказы авторов ЛитКульта.
Для удобства пользования разделом доступны рубрики. Работы расположены в обратном хронологическом порядке.
797 |
Бывают же такие удивительно светлые и толковые семейные вечера! Представьте себе: все родные дома, никто не болен и не озабочен неразрешимыми проблемами, никто не сердится и не тоскует. Фея нежности и взаимопонимания порхает над головами моих домочадцев, одаривая россыпью смеха и хороших разговоров. Даже августовский вечер за окном тих и нежен. Это, собственно, не вечер - вечерок. Вечерочек.
Раздумываю, что бы такого необычного приготовить «на завтра». Хочется порадовать близких вкусным и очень домашним, и сегодня это будет не какая-то там сельдь под шубой, а селедочка под шубкой – вот как хорошо на душе!
- Сал-а-а-тик, салатик, салат… - напеваю я под «Иванушек» и для увеличения концентрации радости включаю телевизор, где разгорается любимый КВН с участием любимейшей же команды. Вот везет сегодня! Под мой бодрый смех селедочка, морковочка, лучок и даже яблочко нарезаются сами собой аккуратными кусочками, просто один в один.
Мой старый пес подходит «погладиться», такая у него привычка с детства.
- Не могу, дружок, – объясняю я и показываю «селедочные» руки. С моей собакой можно разговаривать, как с умным человеком.
Пес не уходит. Он как-то странно покашливает сегодня, словно старый старичок. Он и есть старикашка – любимый наш долгожитель, семейная ценность. Мысль о сердечной недостаточности и ветеринаре растворяется в воздухе, не долетев до моего сознания пары миллиметров. Вечерочек, селедочка, КВНчик – сегодня всем хорошо и весело, сегодня я не решаю никаких задач, просто наслаждаюсь жизнью. Можно же мне расслабиться хоть раз в году?
- Можно? – спрашиваю я пса.
- Конечно, можно, – отвечает он и плетется в свой угол валяться и кашлять.
Я снова окунаюсь в фейерверк шуток и музыки, украшая свой кулинарный шедевр завитушками из домашнего майонеза и цветочками из моркови. Нет – из морковочки, конечно.
Пес возвращается ко мне, умащивается возле ног, мешает свободному полету. Отодвигаю его довольно бесцеремонно – должен понимать важность моей кулинарной миссии! Не уходит. С трудом становится передними лапами мне на колени (а совсем недавно с легкостью запрыгивал на комод). Вытираю руки, глажу шелковое ухо. Уши у ши-тцу действительно шелковые, никакое это не преувеличение. Пес вздыхает. Ох, уж этот мне фирменный вздох: три быстрых, один за одним, всхлипа и долгий протяжный выдох. Ни от одной собаки я такого не слышала и думаю, что не услышу – эксклюзив. Наклоняюсь к нему – лизнул щеку. Такой привычки у моего сдержанного друга нет. Это все вечерок-вечерочек, даже пес расчувствовался – вот как замечательно!
Убираю следы своего кулинарного рвения, пес уходит в глубину дома. Прислушиваюсь: кашель стал тише и реже. Любимая команда из телевизора побеждает – ура! Что же за везучий сегодня день такой!
Сквозь грохот телевизионных оваций и музыки слышу резкий, выбивающий меня из благостного настроя голос дочери:
- Мама, скорее сюда!
- Что? Где? – бегу на зов и понимаю, что хорошенький вечерок летит в тартарары вместе с его нежностью, шуточками и морковными цветочками. Не добравшаяся до головы мысль о ветеринаре разгоняется до скорости пули и с такой же скоростью улетает, потому что мой старый пес умер.
Нет, я не бросаюсь перед ним на колени и не прошу прощения, но мне очень плохо. Да, пес прожил долгую и счастливую собачью жизнь; да, ветеринарная реанимация только продлила бы его страдания, но все же, все же…
Каждый из моих близких переживает беду по-своему. У детей это первая «собачья» потеря, им тяжелее всех. Я-то уже знаю, что через неделю станет чуть легче, а они – нет. Им кажется, что в нашем доме хорошо уже не будет никогда. Что же, горе тоже стоит репетировать. Дети вырастут, и жизнь станет отнимать у них не только собак, но и родных людей, а это вещи несравнимые, как ни крути.
Еще раз убеждаюсь, что смерть – штука жесткая и бестактная. Она забирает у живого существа сразу так много: блеск глаз, мягкость и пластичность тела, способность любить и быть любимым. То, что остается, никуда не годится. То, что остается, мы заворачиваем в махровое полотенце и укладываем на балкон «до завтра».
Моя приятельница, потерявшая собаку, вполне искренне утверждает, что та забрала у нее полсердца, что никогда-никогда она больше не заведет домашнее животное, чтобы не лишиться второй половины, что она недостойна такой безмерной собачей любви и преданности. Я же знаю, что мое сердце хоть и болит, но осталось на месте, что оно даже стало сильнее и лучше от общения с умным и благородным существом. Я знаю, что я достойна его и что я когда-то снова заведу собаку. Так и случилось.
Три года спустя, жарким-жарким июлем, я глупо, не по своей вине, опоздала на пригородную электричку. Раздосадованная, присматривалась, куда девать себя на полтора часа до следующего поезда. Получалось, что некуда. Станционный пятачок, три бабульки, торгующие редисками-морковками, да тетка, пытающаяся всучить черно-белого щенка двум наивным девочкам – вот и все развлечение.
- Ши-тцу… Больших денег стоит… Счастье в дом приносит… Недорого прошу…
Я расправляю плечи, набираю в легкие воздух и бросаюсь на спасение девочек от неправильного щенка.
- Ну-ка, где тут у нас ши-тцу? Так… Морда вытянута. Так… Окрас сомнительный… Мать болонка, отец – пекинес?
- Дедушка болонка, – миролюбиво соглашается тетка. - Папа совсем настоящий, с паспортом, а мама…
- Так… Где у нас хвост-хризантема? – перебиваю я тетку и беру щенка на руки, чтобы продемонстрировать зрителям позорный крысиный хвостик. Щенок грязный, щенок блохастый, щенок нездоровый. Розовое пузо раздуто и явно болит. И еще… характер. Рефлексирующей мудрости древней породы здесь нет и в помине. Какое-то простецкое смирение, любовь ко всем без разбора, даже ко мне, отвадившей потенциальных хозяек – все это ужасно не нравится. Щенок, а это оказалась девочка, улыбается мне.
- Господи… - пугаюсь я, разглядывая ее улыбку. – Что с прикусом? Мама у нас бульдог?
Тетка виновато улыбается, щенок с удобством устраивается у меня на руках, укладывает немытую мордаху на плечо и выдает тот самый фирменный вздох: три быстрых, один за одним, всхлипа и долгий протяжный выдох.
Домой мы едем вместе. Я начинаю привыкать к новому родному существу и чувствую, что и оно меня «выбрало» на всю жизнь. Интересно, чему научит меня эта кроха.
Встреченный в пути старый знакомый гладит бело-черные кудри, слушает нашу короткую историю.
- Повезло тебе, малая, в собачий рай попала.
Я вздыхаю. В рай – не в рай, всякое и у нас бывает, но любить - обещаю.
Так-с. Перечитала дважды. Беру свои слова обратно. Простите. Внимательно присмотрелась, и-таки не увидела ошибок. Видимо, зачиталась — запятые не замечаю. Ужас просто((
Спасибо и вам за то, что адекватно отнеслись к критике:) |
Спасибо, Нина. Столько толковых советов, что я даже растерялась, с чего начинать доработку). Ну, с чего-то начну.
Старый старичок — так надо). Есть пунктуационные ошибки. Обратитесь к корректору.Пожалуйста, приведите пример одной-двух. Я добросовестно вычитываю свои тексты и удивлена такому замечанию. Еще раз спасибо, благодарна Вам за критику. |
Здравствуйте, Тимур!
Знаете, у Вас получился такой хороший комментарий, что будь у меня возможность прочитать его до написания рассказа, то он, рассказ, был бы гораздо лучше. Взаимопонимание достигнуто). Спасибо, что уделили время моему тексту. |
Здравствуйте, Анна!:)
Рассказ, скажу честно, понравился, хотя и вызывал на протяжении чтения разные эмоции, и не всегда хорошие. Начнем по порядку. Минусы: Начало про «вечерочек» атмосферное, но слишком длинное. Если бы речь шла именно об этом вечере, то всё в порядке. Так как рассказ не совсем о нём, то это странно. Странно описывать главную идею на меньшее кол-во страниц, чем пролог, так сказать. Читала, значит, про вечерочек. Вам удалось так передать атмосферу, что хотелось улыбаться. Хотя и ооочень ванильно это всё. Ну да ладно. Резкий перепад настроения повествования просто сбил с толку. Смерть собаки была настолько неожиданной, и настолько лаконично описанной, словно мне по лицу ударили влажным полотенцем. Мягко сказать, неприятно. Ну нельзя же так… Впрочем, может, это я придираюсь. вот тут немного странно: Представьте себе: все родные дома, никто не болен и не озабочен неразрешимыми проблемами, никто не сердится и не тоскует. Фея нежности и взаимопонимания порхает над головами моих домочадцев, одаривая россыпью смеха и хороших разговоров.Вы просите читателя представить, но тут же говорите о своих домочадцах. Можно просто убрать «моих» и будет лучше. Фея нежности? И вечер тоже нежен? Есть же синонимы… Хочется порадовать близких вкусным и очень домашним,может, «чем-то вкусным»? С моей собакой можно разговаривать, как с умным человеком.мой пёс подходит, моя собака...)) а как вам вариант «с этой собакой»? словно старый старичокстарый старичок? Серьёзно?)) Что же за везучий сегодня день такой!как по мне, слово «такой» всё же лишнее… Есть пунктуационные ошибки. Обратитесь к корректору. Плюсы: 1. Прониклась текстом, спасибо. Он дарит эмоции, а это главное. 2. Восхитительно использовали собачьи «выдохи». Такая мелочь, а стала изюминкой рассказа. 3. Интересные философские размышления о смерти. 4. В целом, хорошая техника письма. 5. Отличная концовка! Что мы имеем? Неплохой рассказ, требующий доработок. Советую всё же беспощадно обрезать начало и оставить только нужное. Успехов! |
Анна, хочешь не хочешь, а придется вернуться к тому рассказу, о котором уже так много говорилось. Я поясню свою позицию и надеюсь, на этот раз мы достигнем взаимопонимания.
Не могу сказать, что Ваш рассказ (или тот рассказ) мне не нравится: написано умело, технично – все мы знаем, что Вы умеете в прозе. Но само «слезовыжимательство» мне не близко: когда автор настойчиво предлагает мне взгрустнуть, описывая собачьи страсти, я ухожу в отказ и теряю доверие к автору. Уметь отстраняться от личного опыта и экстраполировать его в опыт литературный, рассказывать историю беспристрастно – это намного сложней, но при этом гораздо тоньше. Читаешь «Холстомера» Толстого – и чувствуешь себя дряхлой пегой лошадью: а Лев Николаевич, даже рассказывая от имени коня, не пускается в описание кашлей и умоляющих взглядов. Другой чудесный пример – «Очень старый сеньор» Маркеса: рассказано с фирменным маркесовским юмором, сдобрено щедрой порцией суеверий, а на выходе понимаешь, что маленький шестистраничный рассказ – история одиночества пожилых людей. Такие тексты забыть невозможно, потому что грустишь или радуешься «без отмашки». А про Ваш текст еще скажу, что получилось гораздо лучше вдохновившей Вас истории: все те «призывы к действию», о которых я говорил, Вы свели к минимуму и вплели пережитую трагедию в повествование очень органично, не выпячивая. Надеюсь, теперь я сумел объясниться. Спасибо и успехов! |
Секрет в том, Анна, (простите за трёп) что я никого не троллю. Мне действительно нравится литература, а не нравится предвзятое отношение литературных стаек ко всему, к чему у них принято предвзято относиться.
|
И да, к умным людям я не отношусьНет, Рен, Вы относитесь даже к «слишком умным». И когда не тролите, даете очень толковые советы. Спасибо, что развлекли меня. |
Я за свои слова отвечаю, Анна. И слово «почти» здесь использовано по назначению. Обидеть Вас? Зачем? А, ну только из-за того, что я «тролль»))).
Часть Вашего рассказа очень похожа на текст roksi, хотя дальше Вы развиваете историю, и, на мой взгляд, это её улучшает, хотя вместо одной получаются две, сдобренные салатиком. Но это Ваше авторское дело. Моё читательское мнение я высказала. И да, к умным людям я не отношусь, просто помню едкие замечания Алесика, который указывал мне на как и и на все места в стихе/рассказе, к которым можно придраться. И я теперь сама избегаю оборотов, способных вызвать недоумение или смех. Заметьте первую строку: Бывают же такие удивительно светлые и толковые семейные вечера!Что толкового то? Слова имеют значения, но мы разучились значениями пользоваться, и у Вас я «толкового» в вечере не нахожу. Наоборот, случилась семейная трагедия. А слово «такие» явная втычка. Бывают же удивительно светлые семейные вечера! Это только первая строка, а она уже указывает на некоторую разговорность текста, как и последующее салатотворчество. Может быть, люди поумнее меня считают это изюминкой, но я нахожу это «авторской манерой». И ни а что Вас не осуждаю. |
почти слово в слово его повторяетНадеюсь, что это Ваша девичья память шалит, и Вы совсем не желали оскорбить автора. За рекомендацию спасибо, конечно, но вот же фокус какой: два умных человека, которым я давала читать текст, не заметили изюминки. В этой связи я вспомнила дяденьку из интернета, который нашел в моем простом стишке слово огурец и так взволновался, что откачивать было впору. |
В любом случае, спасибо за мнение. Моя ошибка в том, что я не дала ссылку на исходник, но это легко исправить.
|
оправдываться не нужно в любом случае. тем более, что рассказ хорош. я не так давно на сайте, поэтому пытаюсь понять, что допустимо, а что нет. и все больше прихожу к мнению, что допустимо в принципе все, кроме незнания базовых правил русского языка)))
|
Да, Александра, такой рассказ был, и в дискуссии под ним, а еще в вольной, кажется, я высказала намерение написать на эту же тему потому, что моя личная история очень похожа. И еще были причины написать созвучно с roksi. Не думаю, что мне надо оправдываться.
|
все родные дома, никто не болен и не озабоченРекомендую «озабочен» на «озадачен» заменить, иначе смешно становится от представления озабоченных родных. |
Да, был рассказ roksi «Мой старенький мальчик», и этот текст первой частью почти слово в слово его повторяет. Колдовство, не иначе.
Я подозреваю злых духов осени, которые мёрзнут под ранним снегом, и путают тексты авторов. |
мне кажется, или совсем недавно был рассказ о смерти старой собаки у другого автора? героиня занималась ужином и не заметила, что псу плохо? «Старенький сын», но могу ошибиться в названии.
|