|
Здесь опубликованы все рассказы авторов ЛитКульта.
Для удобства пользования разделом доступны рубрики. Работы расположены в обратном хронологическом порядке.
1046 |
От былого величия особняка осталась только лестница. Широкие смолисто-чёрные ступени казались ажурными и лёгкими. На каждой - причудливый узор и неизменное клеймо: «Саратовский дом купца Коробкина. Чугунное литьё. 1860». И конечно драконы, которые сплетались хвостами и обнимали друг друга крыльями, создавая симметричный рисунок перил. Лестнице не мешало соседство унылых коричневатых стен, грязных стёкол панорамного окна между пролётами, линялых плакатов, призывающих беречь здоровье смолоду. Особняк знавал и худшие интерьеры, поменяв своё назначение несколько раз. Но лестница оставалась на своём месте, что бы здесь ни располагалось: начальная школа, военкомат, библиотека или вот больница.
Вера Сергеевна полюбила лестницу с первого взгляда, однако трудный спуск немного охладил её пыл. Только бы не упасть и не сломать бедро, для старого человека это конец. Две ступеньки, потом отдышаться, унять дрожь в ногах и ещё две ступеньки. Её хрупкая истончённая рука временами соскальзывала с верхнего края перил, испуганно хваталась за гладкую драконью голову. В свои восемьдесят с лишним Вера Сергеевна держалась молодцом, но возраст неуклонно превращал её в засушенный цветок – тронь его и тотчас обратится в пыль.
От былого величия Веры Сергеевны не осталось ничего. Да и не было этого величия. Так, недолгая известность в сонном городке. Стать примой местного театра ей не удалось из-за недостатка напора и темперамента, а излишняя совестливость только вредила. Похвалы вызывали чувство неловкости, поэтому она была вполне счастлива на вторых ролях. Сейчас всё это не имело значения. Даже памяти не осталось, разве что отдельные кусочки, которые никак не хотели складываться вместе. Не велика потеря, прошлое – сор, главное преодолеть эти восемнадцать ступеней вниз.
- Вы куда идёте?! – визгливо крикнули с верхней площадки.
Вера Сергеевна вздрогнула, ухватилась за перила двумя руками и обернулась:
- Простите, это вы мне?
- А кому? Куда вы идёте, я вас спрашиваю?!
Крикливая особа была моложе Веры Сергеевны лет на двадцать, но тяжёлый физический труд прибавил морщин, искривил спину. Она расставила пошире отёчные ноги, упираясь пятками в пол, и тоже ухватилась за перила. Женщину мучила одышка. В её судьбе никогда не было величия. Где ему взяться, если всю жизнь надрываешься ради непутёвых дочерей, а теперь и для неблагодарных внуков? Не загнуться бы, и то дело. И всё же синий халат санитарки и презрительное выражение одутловатого лица наделяли её непререкаемой властью в глазах бывшей актрисы. А беспочвенная грубость лишала Веру Сергеевну воли и способности защищаться.
- Я после капельницы. Мне разрешили. Пожалуйста, – пролепетала она.
- Чего?! – загремела санитарка. – Не слышу!
Худосочная старушонка внизу бестолково моргала овечьими глазами и начинала раздражать. Шатаются толпами, пол за ними подтирай, задыхайся тут. А спросишь чего, смотрят как на прислугу. Конечно, она ведь не такая чистенькая, как эта дамочка, институтов не кончала, а тягала швабру. Вон стоит, губы поджала, где ей снизойти до нормального разговора. Залапала перила, полируй теперь, сил уже никаких нет.
- Я после капельницы, - повысила дрожащий голос Вера Сергеевна. – После капельницы я!
Бывшая актриса никак не могла понять, что нужно этой неприятной даме, что не так? Но санитарке, видимо, нравилось издеваться над больными людьми. Она потеряла остатки терпения, побагровела и свирепо гаркнула:
- Идёшь ты куда?!
Вера Сергеевна отшатнулась, словно её ударили:
- Меня отпустили, честное слово! Я ничего не нарушаю! Что вам надо? Оставьте меня!
Возможно грубиянка на верхней площадке почувствовала её надвигающуюся истерику, а может быть, просто устала кричать и спросила немного мягче:
- Куда отпустили?
- Домой! Сказали идти домой! – затряслась Вера Сергеевна. – Мне можно уйти! Я ухожу, слышите?
- Так вы на улицу?! – обрадовалась санитарка, получив, наконец, нужный ответ. – И я на улицу! Давайте провожу. Вместе спустимся и выйдем. Дверь у нас кондовая, а вы слабенькая, прямо дёргаетесь вся.
- Так вы хотите помочь?.. – растерялась старушка.
- Ну да, а чего же ещё? - хмыкнула сердитая дама и вдруг улыбнулась.
Эта улыбка изменила угрюмое бульдожье лицо, наполняя его светом. Будучи неплохой актрисой, Вера Сергеевна чутко понимала любое притворство, санитарка не лукавила. Женщина радовалась искренне, и эта неожиданная перемена сбивала с толку, отметала желание отказаться от предложенной помощи. В душе Веры Сергеевны ещё не улеглись возмущение и обида, но губы сами растянулись в ответной благодарной улыбке.
Они спускались с черепашьей медлительностью, будто ступая по тонкому льду. Сухонькая старушка и грузная пожилая санитарка, держащая её под локоть. Первая нежно вела кончиками пальцев по драконьим крыльям и головам, вторая привыкла ненавидеть эти затейливые украшения - слишком трудно их натирать, прогоняя вездесущую пыль и паутину. Обе женщины стеснялись своей неловкости, боялись жалости, изо всех сил стараясь выглядеть достойно одна перед другой. Они выпрямили спины и горделиво подняли подбородки. Старая актриса больше не считала ступени, любуясь их узорной отделкой. Угрюмая санитарка смотрела на них, словно чужими глазами и удивлялась: вроде железка, а что твоё кружево. Первая на короткий миг забыла об одиночестве, вторая – почувствовала себя по-настоящему нужной.
Лестнице они были безразличны, равно как любые другие люди. Она знала тысячи ног, помнила лёгкий бег застенчивых барышень и угрюмый солдатский шаг, терпела неугомонный ребячий топот и дряхлое стариковское шарканье. Время подтачивало всех и вся, разрушало особняк, осыпаясь с потолка лёгкой трухой, но над изящными ступенями не имело власти. Лестница сохраняла величие. Осторожно идущие вниз женщины его обретали, участливо поддерживая друг друга. Пусть ненадолго. Пусть только до той минуты, когда они расстанутся у дверей и опять станут чужими. И всё же.
спасибо вам! да, тут можно расширить, но для этого нужно вернуться назад и снова заболеть этим текстом. я пока к этому не готова, но не зарекаюсь)
|
« От былого величия Веры Сергеевны не осталось ничего. Да и не было этого величия.» — тут вроде бы повтор оправдан, но это слово уже попадалось в самой первой строчке, а так как первые строчки акцентируют внимание, по потом повтор этого слова прилипает к читателю автоматически)) (имхо), сугубо мое интуитивное восприятие))
« Вера Сергеевна полюбила лестницу» — может бать — лестница понравилась или как-то иначе? « В её судьбе никогда не было величия» — я так понимаю, что синоним, убьёт смысл именно этого слова)) Очень просится общая связующая история героинь и особняка, но это вам, кажется уже говорили. Интересная работа, мне понравилось. В конце особенно хорошо про лестницу. Спасибо. |
К критике прислушиваясь, старайтесь остаться собой. У каждого писателя есть свои особенности и если их убрать,…
|
спасибо за отзыв! мне очень хочется попробовать увязать прошлое героинь с особняком, здесь есть варианты. главное, чтобы это не выглядело надуманно. сейчас ситуация ясна и понятна, а наличие прошлых связей с особняком может превратить историю в мексиканское кино. вот хожу размышляю)) самой интересно, что получится).
|
удалён
→ Александра Зайцева
Да ерунда весь нижеприведённый разбор инквизитора. У Вас хороший психологизм, хотя я не верю в дружбу лицедейки и уборщицы. В прочем, обе они — птицы невысокого полёта, так что как знать.
Лестница, на мой взгляд, удачно вписана в картинку: она равнодушна, вычурна, и персонажи на ней ведут себя вычурно, осторожно. Лестница ведёт вниз, но и по дороге вниз персонажи находят величие. Аллегоричность изображения считывается, и это хорошо. Но, что лучше — это ёмко и вкусно описанное мировосприятие персонажей через друг-друга. Спасибо! А Исаеву только НТВ-шные сериальчики писать))) |
я знаю, я сама попросила разобрать этот текст.)
теперь буду знать, что в таких ситуациях нужно молчать, иначе побьют)) |
где это было?.. " в темные времена особенно хорошо видно светлых людей. их подсвечивают костры инквизиции")) как-то так)
|
а вы мстительный)) но я не обидчива.
звезды не суть важны, минусуйте еще. а вот за критику правда спасибо, только вы ею реально давите. тяжело. вы про падежи и склонения, а я пока в слогах барахтаюсь. буду потихоньку учиться, пока нет нужных навыков, возможно смогу выйти на нужный вам уровень позже. в любом случае я поняла, в какую сторону двигаться, так что всё не зря) и да, приятно познакомиться. |
ого! как танк проехал, по голове)) но сама напросилась) приступим.
насчет пулемета — возможно, но спорно. особняк не суть важен, лестница отстрелялась, точнее функцию свою выполнила. санитарка… ну много их именно таких, что поделать? пустые описания, перечисленные вами убрала, кроме маленького городка ( подумаю) и «любые другие люди» — это осознанный «ляпсус», пусть его, он мне мил. о речевых особенностях — да, буду нарабатывать, пока тяжело с этим делом. о диалогах: а вот здесь не хотелось речевых особенностей, хотелось жвачки, как в фильмах Киры Муратовой. вероятно, получилось не вполне, подумаю как приблизиться к желаемому. идея — это действительно не блокбастер, а рассказ о том, как одна тётенька помогла другой. почему нет? и последнее — «прошлое актрисы» и «прошлое технички» дополнить флешбеками в это самое прошлое, увязать их обеих с этим особняком через общий расцвет и общий же упадок." — здесь действительно есть над чем подумать. Большое спасибо за критику! |
Доброго времени суток, автор. Приступим к детальному разбору Вашего опуса.
1) Структура текста: завязка, кульминация и развязка на месте. Но, знаете, как в пьесах принято? Ежели в первом акте на стене гостиной висит пулемет, то ближе к финалу он обязан сделать тра-та-та-та. Ваш 2) Образность: формальная ГГ, штампованная санитарка, пустые описания… Как уже верно заметила Дарья Вавилова, нужно не рассказывать о величии, а показывать его. Нельзя вот так запросто сказать читателю, например, «вошла красивая женщина». Почему? Элементарно, для одного, красивая женщина — это брюнетка, миловидная толстушка, для другого — субтильная тини-блондинка, для третьего — … Привожу список пустых описаний: Она поражала красотой и размерами неказистую дверь причудливый узор маленьком городкеконкретно тут, кроме пустого описания, еще и масло масляное (усиление, которое ничего не усиливает, ибо «городок» — суть маленький город) К слову, из той же оперы ляпсус: любые другие люди3) Выразительные средства: вижу, старались. И ажурно, и бульдожье, и черепашьи шаги, и драконьи головы. Речевых особенностей (все же, должно быть ясно без дополнительных ремарок, где говорит актриса, а где техничка) бы побольше, а повторов и формализма поменьше. Большая часть истории так и осталась в вашей голове. Синонимайзер вам в помощь. 4) Идея: ни о чем. Если б перила не были настолько вычурными, то вся история про то, как одна тетенька помогла другой спуститься с лестницы. Вердикт: Ничего «хрупкого и красивого» я тут в упор не увидел, менять надо все. Величественность — синонимизировать, а объем блоков «прошлое актрисы» и «прошлое технички» дополнить флешбеками в это самое прошлое, увязать их обеих с этим особняком через общий расцвет и общий же упадок. В этом и состоит суть ремесла. Успехов. |
вы мне помогаете, правда). посижу сегодня, кое-что попробую исправить. насколько хватит опыта. спасибо))
|
спасибо что заходите, я вам рада. спорить не стану, вы правы. буду думать. но с героинями вроде получилось? если просто убрать сомнительные характеристики и чуть подправить остальное?
|
Большое спасибо! мне очень важно понимать, что я это могу, чтобы идти дальше. неуверенность — подлая штука).
изобилие «величия» поправлю, лишнее можно убрать довольно безболезненно). |
С успешным дебютом Вас, Александра!:)
Получился хороший рассказ, в котором не хочется ничего менять. Он настолько хрупкий и красивый, что, кажется, любое иначе поставленное слово может его разбить. И всё же я нашла, к чему придраться. Слишком уж часто Вы пишите про величие. В одном обрывке текста даже дважды. Немного раздражает. Как по мне, достаточно ему появиться в тексте 4 раза: в упоминании про лестницу, потом по разу на каждую бабушку, и в конце. Финал, кстати, мощный. Он отлично подчеркивает всё вышесказанное и даёт пищу для философских размышлений. Это очень и очень хорошо. В целом, необычная идея, написанная образно и ярко. Слова словно заплелись в прекрасную паутину. Их ровным счетом столько, сколько нужно. Было бы меньше «красивостей» — текст был бы сухим, а если больше — вычурным. Вы умничка!) |
спасибо! это мой первый серьёзный рассказ для взрослых, до этого были только блицы. блицы — интересная штука, но хочется двигаться дальше))
|
большое спасибо, сейчас исправлю. вроде бы всё сто раз перепроверила, но уже час нахожу ляпы и правлю, правлю… учусь потихоньку))
|
литературный портал, литературные конкурсы, сетература, опубликовать стихи,
опубликовать прозу, литературные блоги, новости литературы, любимые стихи