|
Здесь опубликованы все рассказы авторов ЛитКульта.
Для удобства пользования разделом доступны рубрики. Работы расположены в обратном хронологическом порядке.
819 |
Найди пять отличий на картинке – уверенно прочитал Дениска. Мама священнодействовала на кухне и, чтобы сын не заскучал, включила на планшете одно из популярных детских приложений. Дениска, впрочем, скучать не умел. В пятилетнем возрасте редкий ребёнок будет сидеть букой в углу, не зная, чем себя занять. Но родители Дениса были иного мнения. Мальчик как раз любил сидеть. Тихо и молча, рассеянно блуждая взглядом. Замыкается в себе? Медитирует? Аутист? – гадали родители, подсовывая ребёнку то книжки, то гаджеты.
А Дениска просто любил соображать, воображать, о чём-то догадываться. На планшете открылись два слайда, и мальчику предстояло найти отличия на картинках и кликнуть на них, чтобы свериться с ответами. Одно из отличий должно быть непременно самым явным – уверенно предположил мальчик. Так оно и было: на первой картинке на носу у бегемота сидела жаба, на второй жабы не было. Но разве дело только в жабе? – призадумался мальчик. Бегемот – вот главный персонаж ребуса. Значит, все отличия связаны именно с ним. На первой картинке с бегемотом ничего не происходит. Он сидит в пруду, как каждый день, щурится на солнце, скучает. А на второй картинке на его нос дерзнула запрыгнуть жаба. Бегемот удивлён, обескуражен, заинтригован. Друг ли жаба или злоумышленник? Пожалуй, первое. Она явилась с добрыми намерениями. Вот оно, первое отличие – бегемот на второй картинке заинтересован и больше не чувствует себя одиноко! На него, такого неповоротливого и малосимпатичного, обратили внимание!
С поиском оставшихся отличий тоже не пришлось долго возиться. Дениска, предвкушая свою правоту, кликнул на «ответы» и помрачнел. Ни слова о его выводах. Эмоциональное состояние бегемота совершенно не интересовало разработчиков приложения. Выводы ребуса были слишком, до обиды очевидны! Ну я же не дурачок какой! – качал головой мальчик. Он пытался вспомнить, как его «обозвала» тётя-доктор, детский психолог, к которой его отвела мама, испугавшись не по-детски серьёзных вопросов. Спелый? Поспелый? Быстро петь? Ско-рос-пел… Точно: СКОРОСПЕЛ!
Ну ведь я же совсем не люблю петь! – увещевал маму Денис, когда они возвращались домой. Тогда мама всё объяснила, что, мол, кто-то созревает раньше, кто-то позже. «Как редиска?» – веселился Дениска. «Как редиска» – отвечала мама, заинтересованно глядя на сына.
«Редиской» Дениска назвался сам. В очередном развивающем приложении была картинка с тремя корнеплодами: редькой, репой и редисом. Нужно верно угадать названия. Мальчика картинка развеселила. «Мам, это как мы втроём! Все овощи начинаются на «ре» - потому что мы семья, и многим похожи друг на друга. – распинался Денис. – «Репа – это папа. Он пузатый и «па». Редька – это ты. Ну…потому что она стройнее репы и бывает разных цветов, как твои волосы! А редис – это я! Потому что меньше репы и редьки и потому что Денис. Редиска-Дениска!»
А к психологу Дениску экстренно повели из-за одного случая. Их сосед, дядя Веня в канун прошлого нового года шагнул с крыши. Высотка в двадцать два этажа – и дядя Веня всмятку. «Мама, он забыл взмахнуть крыльями, поэтому и разбился» - умозаключил Дениска и дополнил: «Я бы на его месте оттолкнулся от крыши и взмыл вверх». Мать закрыла уши и прикрикнула на мальчика. Уже на следующий день они сидели на приёме у тёти-доктора.
Но ведь надо было знать дядю Веню! Вероятно, он и впрямь лелеял мечту о полёте. Дениска не раз, видя дядю Веню на улице, дёргал маму за рукав и возбуждённо восклицал: «Ты только посмотри, он так похож на голубя!». Женщина беззлобно шикала на мальчика, а сама улыбалась. А ведь правда. Мужчина ходил важно, выпятив грудь голубиным зобом, и при каждом шаге его голова подавалась вперёд-назад. Да-да, я крут, да-да! – будто бы заявлял о себе дядя Веня каждым шагом, каждым голубиным кивком. А стоило с ним поздороваться, он резко одёргивал голову, склонял на бок и, мигая неизменно выпученным глазом, как-то по-особенному церемонно выдавал приветствие. Сидящие на подъездном козырьке голуби, завидев такое, валились со смеху. По Денискиным наблюдениям, опять-таки.
Трагическая и нелепая гибель соседа практически не омрачила предстоящий праздник. Людям редко когда есть дело до чужого горя. Поохают, пожуют губами и ободрятся – ведь у них-то всё хорошо! Никто с крыши не шагнул. Соседи поговаривали, что из-за предпраздничной суеты на похороны дяди Вени никто не пришёл. Дениска заикнулся было, но, встретив осечку во взгляде матери, не настаивал. А со смертью соседа с их двора исчезли голуби. Дениска продолжал разбрасывать хлебные крошки во дворе, но слетались только воробьи. Клевали сосредоточенно, без спешки. Надо думать, на одно птичье племя соперников стало меньше.
К празднику мама нарядилась в новое платье – розовое, воздушное, шелестящее. Выйдя из спальни, покрутилась перед сыном и мужем и кокетливо спросила: «Ну, что скажете?». Папа восхищённо хвалил мамину фигуру и роскошь платья. Дениска, не подозревающий о своей проницательности, и тут приметил отличие: «Мама, ты в ожидании чуда!». Женщина тихо охнула и почему-то коснулась своего живота. Они с отцом как-то странно переглянулись. «Что им опять не понравилось?» - подумал мальчик.
Дениска решил, что на следующий новый год он обязательно удивит родителей, соседей и, возможно, даже самого себя. Пока ты ребёнок, тебе доступно много больше, и стоит этим пользоваться, пока не превратишься в скучного взрослого, без веры в чудо и мечты. Следующий праздник ознаменуется каким-нибудь фантастическим и трудноразрешимым ребусом, разгадав который, Дениска уже никогда больше не будет прежним. Это будет ребус посложнее, чем угадать, кто из родных-друзей скрывается за синтетической бородой осипшего деда мороза, приносящего жуткие, не по-детски жестокие подарки в виде лошадиной головы на палке. Дениска передёрнул плечами, вспомнив этот отвратительный подарок. «А где остальная лошадка? Почему подарили только голову?» - ревел мальчик, в страхе отпихивая от себя палку-скакалку. Наёмный дед мороз сконфуженно перетаптывался на пороге комнаты, а мама с укором смотрела на отца. «Неправильный ребёнок» - отчётливо читалось на их лицах.
Прошёл год, а Дениска не позабыл о своём намерении удивить всех. Жаль, что маленькой сестрёнке пока невдомёк Денискины искания. Но когда Алиска, редиска-младшая, подрастёт, брат ей обо всём расскажет.
Утром тридцать первого декабря Дениска увидел в окно голубей во дворе. «Неужели вернулись?» - удивился мальчик. Наспех оделся, схватил санки и заглянул на кухню: «Мам, я на горку!» и выбежал из квартиры. Голубей уже кто-то кормил, щедрыми горстями рассыпая хлебное крошево. Дениска подошёл поближе. Отряхивая усыпанную голубиным помётом голову, окружённый изголодавшимися птицами, в центре птичьего круга стоял дядя Веня.
- Дядя Веня, вы вернулись! – запыхался от изумления мальчик.
- Вот, ребят покормлю, да на карауле постою. А потом пойду по своим делам. – склонил голову на плечо дядя Веня.
- На каком карауле?
- А на таком! Надо кое-кого покараулить. – таинственно изрёк дядя Веня, продолжая курлыкать с голубями.
А птицы всё слетались с разных сторон на щедрое угощение. Дениска завертел головой, замахал руками, созывая птиц, а когда снова повернулся в сторону дяди Вени, его уже не было. «Упорхнул с птицами» - подумал мальчик, постоял немного и пошёл на горку.
Оставшиеся часы до полуночи Дениска томился от нетерпения. Пытаясь унять непривычное состояние нервозности и предвкушения, мальчик занимал себя разными делами. Собрал и разобрал башню из «Лего», пошуровал вместе с мамой на кухне, сыграл с отцом партию в шахматы, пощекотал сестрёнку за кнопочный нос.
За двадцать минут до полуночи мальчик незаметно выскользнул из квартиры. Поднялся на последний этаж и вышел на крышу. С разных сторон, соревнуясь в громкости, уже раздавались выхлопы шутих и фейерверков. Мальчик поднял голову вверх: вот они, все созвездия на месте! Под ногами плотный слой «ватного» снега. Дениска посмотрел вниз: совсем не страшно! Да и чего ему бояться?
Интересно, думал мальчик, а сколько ещё мальчишек во всём мире в эту самую минуту храбро стоят на крышах своих домов и готовятся к первому в своей жизни полёту? О чём они думают? Видят ли они звёзды? Скрипит ли снег под их ногами? Жалит ли их солнце, если это южные мальчишки? Птицы не боятся взлетать. Им неведом этот страх! У них крылья. У Дениски крыльев нет, но и страха тоже. А страх – это большой предатель, способный свести на нет любую мечту, любой эксперимент. Дениска знал, что стоит ему сделать шаг, как за его спиной взметнутся крылья, и он полетит! Но для начала, чтобы родители не сбились с ног, ища мальчика, он присядет на их балкон и помашет им рукой.
Дениска не был глупым, чтобы не знать, что, шагнув с подобной высоты, люди разбиваются. Он не был глупым, чтобы понимать, как испугаются родители, не найдя его в квартире. Но что такое секундный страх по сравнению с непередаваемым восторгом, когда они увидят, как их сын, ликуя и смеясь, вытворяет невероятные сальто в полёте, то взмывая в воздух, то свободно паря! И он решился. Сделал шаг к краю крыши, с наслаждением вздохнул и расправил руки в стороны.
- А ну, стой! – услышал он знакомый голос за спиной. Чья-то сильная рука схватила его за капюшон курточки и потянула назад. Дениска обернулся и увидел дядю Веню. В первую секунду мальчик обрадовался, но потом, нахмурившись, подумал, что тот может испортить ему весь сюрприз, а ведь он так долго к нему готовился!
- Не бойтесь, дядя Вень, у меня получится! – заверил незваного спасителя Дениска.
- Конечно, получится! Только вот куртяшка тебе ни к чему, только размах сковывает. – подмигнул мужчина и стянул с мальчика куртку.
Дениска облегчённо выдохнул. На плечах дяди Вени сидели голуби и хитро щурились.
- Да и замараешь. В грязи да…в крови. А вещь-то хорошая! – покачал головой дядя Веня, исподлобья смотря на мальчика.
Дениска опешил. Дядя Веня выжидающе посматривал на него. Голуби ёжились и отводили глаза от мальчика.
- Вы считаете, что я ещё не оперился? – после паузы спросил мальчик.
- Да, парень. Всему своё время. А сейчас возвращайся-ка домой. Как раз поспеешь к курантам.
Дениска послушно потрусил обратно.
- Денис, ты где был? – встретила мальчика на пороге перепуганная мама.
- Выходил голубей кормить. – чуть смущаясь, ответил мальчик.
- Какие голуби ночью? Давай, быстро к столу! Папа тебе детского шампанского налил.
Михаил, здравствуйте!
Очень понравился Ваш совет по финалу! Попробую что-то подобное замутить! Идея с двумя братьями неплоха и вполне вписалась бы в историю, но тогда слишком кардинально пришлось бы всё перекраивать. Спасибо большое за помощь! |
Зачем переписовать то, что хорошо написано. Ребёнок необычный, поэтому ему «дозволяется» думать и делать выводы по своей необычности. В литературе куча примеров на эту тему. А если бы не было примеров, то это было бы первым и оригинальным. Главное, чтоб это было логично. Здесь логика прослеживается. Мальчик с огромной фонтазией и внимательный, что-то он услышал от взрослых, что то видел по телевизору — источников информации достаточно. Не обязательно всё причёсывать и объяснять. С Дядей Веней вообще здорово получилось. Он не шепнул, не вспомнился, а именно схватил его. Так, что рассказ получился.
|
Как бы рассказ теперь не пришлось заново переписывать очень Вам советую. Рассказ о пятилетнем лучше, имхо, сделать либо инфантильней, либо изменить возраст мальчика, скажем, на восьмилетнего, или десятилетнего, как у Харпер Ли. Возможно создать двух героев (хотя это здорово усложнит задачу, но даст потрясающий эффект) пятилетнего и восьмилетнего братьёв, которые будут дополнять картины мира друг друга, покажут, например, как старший находит в мировоззрении младшего теряемые им, старшим, детские дошкольные взгляды и причуды. А младший будет учится у старшего зрелости. Кстати. это разгрузит «маму», которая сможет побыть человеком.) Насчёт всего остального — читателям угодить трудно. В моём рассказе о детство читатели придрались как раз к речи и мыслям героя, потому как я подражал детскому произношению. Читателям то ребёнки слишком взрослы, то слишком глупы, то слишком малы.) Ни и финал — у Вас он фактически открыт, и я бы открыл его полностью. Например. мальчик может возвращаться домой, но по дороге раздумывать, не обмануть ли дядю Веню сейчас же, пока не поздно, т. е. дать читателю возможность решать судьбу героя, а не следить за неправдоподобным уходом и возвращением малыша. Да и как.собственно, ребёнок выбрался на крышу, мне не ясно). Удачи! |
Здравствуйте!
Отвечу сразу всем, так как большинство замечаний одинаковы. Соглашусь, что пятилетние дети не выражаются так, как Дениска. Предполагала, что получу такие замечания. Просто не удержалась от соблазна использовать именно эти слова. С бегемотом и правда вышел перебор. Прикину, как можно упростить речь мальчика. Насчёт НГ и согласна и нет. Полёт Дениска готовил именно к празднику, к полуночи. Промежуток в год между суицидом дяди Вени и выходкой мальчика придуман для того, чтобы за это время у последнего появилась идея об этом прыжке-полёте. За год он повзрослел, но идея укрепилась. Хотел доказать, что чудеса в новогоднюю ночь случаются. История могла бы произойти и не в рамках праздника, но рассказ писался на конкурс. Роль отца не стала развивать, потому как был лимит в знаках. Аналогично и с причиной смерти дяди Вени. Так уж ли важно, почему он прыгнул? Уже после написания рассказа поняла, что дядя Веня на крыше как раз таки плод воображения мальчика. Хотя задумывался как призрак. Но вариант с воображаемым д.Веней на крыше интереснее. Мальчик всё-таки внутренне не был готов к прыжку, вот фантазия и выкинула такой трюк. Остаётся подумать, как лучше этот момент обыграть. Благодарю вас за комментарии! Как бы рассказ теперь не пришлось заново переписывать)) |
уважаемый автор, вынуждена влить стакан прохладной воды в теплоту отзывов.
Для начала уточню, что в тексте речь о пятилетнем мальчике. Еще уточню, что к этому возрасту даже у очень развитого ребенка запас слов весьма невелик. С возрастом, разумеется. лексикон становится шире, в зависимости от интеллектуальной нагрузки индивидуума. К тому же, родители вместо чтения вслух подсовывают сыну приложения, где невозможно почерпнуть новые «умные» слова и определения. итак Бегемот – вот главный персонаж ребуса.вряд ли ребенок знает такое слово «персонаж», скорее, он мог бы подумать, что в ребусе бегемот — просто главный, без определения, герой или персонаж А на второй картинке на его нос дерзнула запрыгнуть жабаслово «дерзнула» — я уверена — незнакомо ни одному пятилетнему мальчику, как и " обескуражен, заинтригован, злоумышленник" На него, такого неповоротливого и малосимпатичного, обратили внимание!ребенок вместо слова «малосимпатичный» использовал бы обычное слово «некрасивый» ниже у вас описывается раздражение мальчика на разработчиков приложения, что тоже странно, учитывая, что далее он с трудом вспоминает слово «скороспел» не верю я и вот этому восклицанию: Дениска, не подозревающий о своей проницательности, и тут приметил отличие: «Мама, ты в ожидании чуда!»дитенок сказал бы проще — типа, мама ты как будто (как будто -любимая игровая фраза у детей) ждешь чуда/подарка/дед мороза/ История с призраком дяди Вени еще менее убедительна. Призраки как бы не ловят детей за курточку. Если дядя Веня — плод игрового воображения мальчика, то это стоило обыграть несколько иначе. Мой вывод о рассказе таков: автор не знаком с детьми пятилетнего возраста, умеет писать грамотно, но с логикой не в ладах. |
дядю Веню который день вижу в своей голове. стоит рядом, голова чуть на бок, грудь выпятил. что сделать, чтоб он улетел и оставил моё воображение в покое?))
|
Валентина, привет!
В этом конкурсе признала только двоих авторов. Тебя нет) Более того, определённо грешила на другого автора. А ведь зря! Твоя любовь к практически одним и тем же персонажам должна была сделать твои тексты узнаваемыми. Снова в центре сюжета ребёнок дошкольного возраста. Ребёнок не совсем обычный. Родители тоже присутствуют, но мельком. Для сходства с «Утконосом» не хватило бабушки с дедушкой)) Примажусь к Александре насчёт нового года – праздник действительно шит белыми нитками. Но что поделаешь – условия конкурса пришлось соблюсти. Понравилось название и то, как корнеплоды обыграны мальчиком. Жаль, сестрёнке не нашлось места среди этой троицы, пришлось удовлетвориться «редиской-младшей». Могла бы стать брюквой, например ;) Ещё как плюс отметила минимум слащавости и няшности, с которыми так часто пишутся рассказы о детях и животных. Приятно, до лёгкого отвисания челюсти, удивил момент с курточкой. Потому что на фразе: Только вот куртяшка тебе ни к чему, только размах сковываетСимпатия к дяде Вене начала рассеиваться. Злобный мужик! Сам помер, теперь и ребёнка подначивает! Но нет: Да и замараешь. В грязи да…в кровиДядя Веня не подвёл! И голуби оказались на редкость понимающими созданиями. Странно, конечно, было натолкнуться на упоминание крови в милом детском рассказе, но эта сцена на крыше, на мой взгляд, придала рассказу ту самую изюминку, благодаря которой он и запомнился. Папа тут для декорации. Можно было бы вкратце обрисовать его отношение к «скороспелости» сына. Тайна гибели дяди Вени не раскрыта. Прыгнул не по пьяни. Злой умысел тоже не просматривается. Вроде неунывающий был мужик. Может, додумаешь этот момент? Как-нибудь намекнуть на причину, но так, чтобы она не была известна мальчику, поскольку у него был свой вывод. Мысли мальчика лучше взять в кавычки. В целом, рассказ понравился и запомнился. Ровненько, с хорошими находками. Кстати, самым образным получился именно дядя Веня. |
здравствуйте.
«Я бы на его месте оттолкнулся от крыши и взмыл вверх».взмыл — выпадает из детской речи. Вы считаете, что я ещё не оперился?тоже не детский вопрос. и не понятно, откуда он взялся. Какие голуби ночью? Давай, быстро к столу! Папа тебе детского шампанского налил.последняя фраза — важная фраза, но в чём её смысловая нагрузка? не вполне ясно зачем в рассказе мамина беременность, младшая сестра и целый год времени между началом и финалом. ведь все эти моменты не играют никакой роли, но отвлекают. если рассказ сжать, он только выиграет. новый год здесь тоже вторичен, для жизни рассказа вне конкурса он не нужен, без него даже лучше)) а вообще, поздравляю с честным первым местом! ваш рассказ живой, сочный, интересный. спасибо за эту историю! |