0
96
Тип публикации: Публикация
Рубрика: рассказы

 

Я, Вовка и Димка дружили ещё со школы. Поддерживали эти приятельские отношения и  поступив в три разных ВУЗа. А когда закончили их, наши стёжки-дорожки разбежались. Программист-айтишник Димка обосновался в Санкт-Петербурге, педагог Вовка переехал в Ярославль, а я после женитьбы перебрался в Курск, где и работаю заместителем главного редактора местной газеты. Иногда мы общаемся по телефону или Скайпу и, жалуясь на нехватку времени, всегда говорим о том, что надо бы когда-нибудь встретиться в своём родном городе.

И вот прошло без малого десять лет, как эта встреча наконец-таки состоялась. Естественно, дабы отметить её, мы пошли в один из пивных ресторанчиков. Там между моими друзьями и начался  этот спор, послуживший основой для статьи, которую я решил назвать «Какая прекрасная школа!..».

 

*             *             *

 

Наш мальчишник был в самом разгаре. После третьего бокала пива мы пустились в воспоминания: детство, школьные и студенческие годы.

                - Да, парни, время идёт, - расчувствовался я. – Кажется, только вчера ещё в песочнице играли, а уже достигли возраста Иисуса Христа. И дети наши растут. Моя Дашенька в этом году в школу пойдёт.

                - В школу? – вроде бы удивился Димка.  

                - В школу. Первый раз – в первый класс. А ты чему удивляешься?

                - Тому, что ты, Серёга, несовременный человек.

                Теперь настал черёд удивляться мне, причём вполне искренне:

                - Не понял. Это почему же я несовременный человек?

                - Школа в том виде, в котором она сейчас существует,  – это уже анахронизм, пережиток прошлого.

                От этих слов Димки я, мягко говоря, опешил и посмотрел на Вовку, месяц назад ставшего завучем одной из школ Ярославля.

                - Димон как всегда темнит и говорит иносказательно, - Вовка усмехнулся. – А хотел он сказать, что в некоторых крупных городах в качестве эксперимента на базе школ созданы учебные центры.

                - Какие ещё центры? Зачем? – спросил я.

                - Объясняю, - Вовка хлебнул из бокала. – В наших городах есть множество школ, расположенных на соседних улицах. То есть, расстояние до той или иной школы для большинства учащихся и их родителей принципиального значения не имеет. Вот и решили объединить такие школы в единый центр, а учащихся в нём распределить по классам, иначе говоря, – по возрастным категориям. В одном школьном здании такого центра учатся малыши, во втором – средний возраст, в третьем – старшеклассники. Ты это хотел сказать, Димон?

                Но Димка покачал головой:

                - То, что хотел сказать, я и сказал: нынешняя школа – это пережиток прошлого.

                Мы с Вовкой переглянулись. Увидев наше непонимание, Димка заявил:

                - Ребятки, нужно идти в ногу со временем. В наш век – век компьютеров и…

                - Ах вот ты о чём! – насмешливо воскликнул Вовка. – Как же! Всеобщая компьютеризация, робототехника, ай-ти технологии и т.д., и т.п.

                - Представь себе! – разгорячился Димка. - Что такое современная школа? Это одиннадцать лет протирания штанов за партой. А много ли знаний получает за это время ребёнок? А сколько денег выкачивают у родителей на учебники, различные ремонты и на всякую другую лабуду. А сколько…

                - Стоп! – остановил его я. – По-твоему, школа совсем не нужна?    

                - По крайней мере, младший школьный возраст может вполне обойтись без неё. Особенно если один из родителей не работает или у семьи есть кто-нибудь из бабушек или дедушек, чтобы ребёнок не оставался сам дома. Для учёбы нужен только компьютер и учебные программы для соответствующего класса.

                - Конечно! А эти учебные программы нужно покупать только у фирмы, на которую ты горбатишься, - саркастически заметил Вовка.

                - Не обязательно только у моей фирмы! Сейчас уже несколько фирм, подобных нашей. Выбирай те программы, которые тебе больше подходят по цене, объёму или качеству. Хочешь – покупай диск в магазине, хочешь – через Интернет. Программа может и объяснить нужный материал, и устроить тренинг, и провести контрольное тестирование.

                - Допустим, - сказал я. – Ребёнок учится дома. А потом что?

                - А потом родители пишут заявление в районный или городской департамент образования, с просьбой о сдаче экзамена по программе соответствующего класса и…   

                - Это всё не реально и не законно! – перебил Димку Вовка.

                - Наши городские юристы подтвердили, что это законно, - возразил Димка Вовке. - И это всё реально! Потому что некоторые умные родители уже стали обучать в домашних условиях своих детей. И их уровень знаний оказался гораздо выше знаний обычных школьников.     

                - Демагогия! – не сдавался Вовка. – Твоей фирме хочется расшатать институцию школы, чтобы выгодно продавать свои программы.

                - Да будет тебе известно, Вован, в нашей фирме много сотрудников. И большинство из них являются папами и мамами. И они, представь себе, заботятся о своих детях и о том будущем мире, в котором им предстоит жить.

                - А педагоги, значит, не заботятся? – стал уже заводиться и Вовка. – Да ты знаешь, сколько нервов нужно, чтобы провести урок? А потом вечером дома ещё и тетради проверить?

                - Так вот мы и хотим облегчить учительский труд! Зачем таскать тетради домой и корпеть над ними по вечерам? Зачем жить по принципу «Ученики делают вид, что учатся, учителя делают вид, что учат, правительство делает вид, что учителям платит»? Ведь идеальный вариант школы будущего – это компьютеризированный класс. Занимаясь за компьютером, ученик знакомится с новым материалом, выполняет тренировочные упражнения разной сложности, а затем – контрольную работу, за которую программа ставит оценку. Преподавателю только и остаётся, что следить за порядком в классе. А если помещения снабдить видеокамерами, то один педагог из учительской может контролировать занятия сразу нескольких классов.    

                - Но если так компьютеризировать школы, то две трети учителей будут не нужны, - вступил в разговор я. – И что тогда им делать? Милостыню под магазином просить?

                - Если ты стоящий учитель, то можешь зарабатывать репетиторством. В России всё-таки ещё не перевелись люди с толстыми кошельками. И естественно, уделяя внимание только одному или двум ученикам, хороший учитель сделает гораздо больше, чем самая лучшая компьютерная программа. Но много ли у нас хороших учителей? Уверен, их маловато! - Димка почему-то заулыбался.

                - Ты чего лыбишься? – спросил у него Вовка.

                - Вспомнил, как на прошлой неделе пришёл в один из наших городских учебный центров, в такой же самый, о котором ты сейчас говорил, Вован. Узнал, где находится кабинет некоего Олега Дмитриевича – заместителя директора и по совместительству руководителя отдела «Улучшение и совершенствование образовательного процесса». С собой я принёс ноутбук и некоторые  закачанные в него наши программные разработки. По наивности думал: «Если этот Олег Дмитрич такую должность занимает, то стало быть, он умный мужик. И значит, увидит наши программы, узнает наши цены и сразу же захочет заключить взаимовыгодный договор о сотрудничестве». В общем, зашёл я в кабинет. А в нём сидит пацанчик лет двадцати пяти в галстучке и костюмчике, весь такой зализанно-прилизанный. Сразу видно, что чьё-то протеже: со студенческой скамьи да в чиновничье кресло. В общем, представился я ему, хочу достать из сумки ноут, программы запустить. А он на таком вежливом умняке и говорит: «Нет, нет! Не стоит утруждать себя. Нас ваши разработки не интересуют. У нас есть превосходные специалисты-компьютерщики и мы обеспечим учебный процесс своими силами. А если возникнут какие-то проблемы, то закупим хорошие учебные программы известных зарубежных фирм». Ну не мудак! Прежде, чем такое говорить, залез бы сначала в Интернет и поинтересовался, выпускают ли подобные учебные программы зарубежные фирмы. И вот от таких Олегов Дмитричей зависит будущее наших детей!

                Зная вспыльчивость Димки, я пошутил:

                - Уходя из кабинета, ты конечно же дал ему по морде?   

                - Больно мне надо марать об него руки и иметь потом проблемы с полицией. Я просто постебался над ним.

                - Как?

                - Обычно такие вот лощённые пижончики только строят из себя высоколобых умников, а на самом деле они полнейшие тупари. Я уже на выходе из кабинета повернулся и попросил: «Олег Дмитриевич, подскажите, пожалуйста, сколько будет два разделить на одну третью». Он замигал глазками, наморщил лобик и затем выдал ответ: «Две третьих».

                - Может быть, этот Олег Дмитрич просто не воспринял твой внезапный вопрос, - встал на защиту своего питерского коллеги Вовка. – Думал о своём и не расслышал его.

                Димка отрицательно покачал головой:

                - Я вопросик-то повторил опять: «Значит, два разделить на одну третью будет две третьих?»  А этот дятел и отвечает: «Конечно! Это же простая арифметика! Стыдно таких элементарных вещей не знать». Представляете?

                - А ты, что?

                - А я тогда ему и говорю: «Очень стыдно! Поэтому мы для детей и составляем наши программы, чтобы они не были такими неучами, как вы, Олег Дмитриевич. Учите арифметику, особенно, действия с дробями», - Димка окинул взором наши уже опустевшие пивные бокалы и, узрев проходившую мимо официантку, попросил её: – Девушка, ещё три пива и три порции креветок, пожалуйста.

                - Твой Олег Дмитрич не показатель, - продолжал затронутую тему Вовка. – Может быть, у него и педагогического образования нет. Ты сам говорил – чьё-то протеже. И вообще, мало ли сейчас безграмотных людей. Даже среди журналистов! Открой ленту новостей или статью в Сети – ошибка на ошибке.

                - Заметь, ты сам это сказал, Вован! Полно безграмотных людей! – обрадовался Димка. – А почему? Потому что у нас образование стало ни в дыру, ни в Красную Армию.      

                - Вот что я тебе скажу, Димон, - ответил Вовка. – В системе образования гора проблем, впрочем, как и в других ведомствах нашей Раши. Потому что всё решается через бабло. Современное образование – это прежде всего многомиллиардный бизнес со своими уже устоявшимися правилами. И ваша фирмочка решила в него втиснуться?   

                - Вот что я тебе скажу, Вован, - Димка промокнул вспотевший лоб салфеткой. – Втискиваться в этот прогнивший бизнес мы не будем. Но на его руинах мы создадим другое, более лучшее и более качественное образование.

                - Дай Бог вашему теляте нашего волка съесть, - съехидничал Вовка.

                - Пожалуйста, ваш заказ, - официантка начала выставлять перед нами бокалы с пивом и блюдца с креветками.

                - Девушка,.. – уже слегка захмелевший Димка стрельнул глазами в бейджик официантки: - Ирина, вопрос можно?

                - Спрашивайте.

                - У вас дети есть?

                - Есть. Сын. - Ирина улыбнулась. - И муж тоже есть. Кстати, очень ревнивый.

                - Насчёт мужа я уяснил, - тоже оскалился в улыбке Димка. – А сын в школу ходит?

                - Осенью пойдёт.

                - Скажите, вы бы хотели, чтобы сын не в школу ходил, а учился дома по специальной компьютерной методике и потом сдавал экзамены комиссии учителей.

                Ирина состроила озадаченную гримаску, затем пожала плечами и ответила:

                - Мой Игорёк с помощью компьютерных игр выучил алфавит, научился читать и считать. Дело это, в общем-то, хорошее: и развлечение, и польза. Но это игры… А вот учёба… Не ходить в школу… Даже не знаю…

                - Вот он - стереотип мышления, - изрёк Димка, когда официантка ушла. – Вроде бы учиться дома лучше, но велика сила привычки и стадный инстинкт – так принято, и мы будем делать так же, как все.

                - Человек – это социальное существо, - возразил Димке Вовка. - Особенно ребёнок! Он должен воспитываться в коллективе себе подобных. А для этого испокон веков и существуют школы.

                - Но у каждого ребёнка свой характер. Для каждого нужен индивидуальный подход, особенно в век психозов и неврозов. А твоя школа испокон веков воспитывает всех по одному шаблону, ровняет всех под одну гребёнку, - начал горячиться Димка.

                - Всё! – не выдержал я. – Прекращайте эту дискуссию. От неё у меня уже уши в трубочки сворачиваются. Меняем тему разговора, пьём пиво и тихо-мирно наслаждаемся обществом друг друга.         

*             *             *

Промелькнула суббота – день нашей встречи и дружеской вечеринки. В воскресенье мы разъехались по городам, в которых теперь обитали. Вечером я рассказал жене о споре, возникшем между Вовкой и Димкой.

- А твоё какое мнение по этому вопросу? – спросил я у неё.

- Вопрос, конечно, интересный, - ответила Танюха. – Но именно для нас – для нашей семьи он не актуален.

- Это почему же?

- Потому что ты и я – мы оба работаем. Не будем же мы оставлять Дашуню одну дома на целый день. Пусть лучше идёт в школу. Хотя, если ты согласишься, чтобы с нами пожила моя мама…  

Я поморщился. Увидев это, Танюха нахмурилась.

- Вот что, - сказал я, стараясь не доводить разговор до конфликтной ситуации. – До первого сентября ещё больше двух месяцев. Времени для раздумий хватает. Сначала давай найдём в Сети эти самые компьютерные программы-обучалки и вместе с Дашенькой опробуем их демоверсии. А уж потом будем решать вопрос с твоей мамой: зачем её лишний раз утомлять переездами.

- Да ты у меня прямо-таки стратег! – саркастически заметила Танюха.

- Стараюсь!

- Тогда, если ты такой старательный, постарайся ещё больше.

- В смысле?

- Распиши все «плюсы» и «минусы» учёбы в школе и учёбы дома. А потом мы их обсудим.

- Да ты у меня прямо-таки Татьяна Премудрая! - согласился  я с женой, беря листы бумаги и ручку.    

Из своих записей я составил таблицу. Включил в неё аспекты, касающиеся только интересов ребёнка и его родителей:

 

Плюсы: преимущества обучения в школе маленького ученика (младшеклассника)

Минусы: недостатки обучения в школе маленького ученика (младшеклассника)

1.

Ребёнок много времени проводит в коллективе и приобретает опыт общения со своими сверстниками

В коллективе класса или школы могут быть «проблемные» дети (и даже взрослые). Из-за этого есть вероятность получения ребёнком моральной или физической травмы

2.

Ребёнок испытывает положительные эмоции от общения со своими сверстниками

Ребёнок может испытывать отрицательные эмоции от общения со своими сверстниками (унижение)

3.

Занятия проводит квалифицированный педагог

Педагог может быть недостаточно квалифицирован, или халатно выполняет свои обязанности

4.

Присутствие на уроках и общение с другими учениками – это возможность самоанализа и  стимул для повышения уровня знаний ребёнка (почему одноклассник учится лучше меня?)

Коллективные занятия не учитывают индивидуальных особенностей каждого ребёнка (опережающий сверстников в своём развитии ученик не может ускорить личное обучение)

5.

Ежедневное посещение школьных занятий – это воспитание у ребёнка чувства долга и самодисциплины, совершенствование навыков передвижения по городским улицам (если ребёнок отправляется в школу самостоятельно).

Время, которое проводит ребёнок в школе – это «свободное» от воспитания время родителей 

Ежедневное посещение школьных занятий – это вероятность попадания ребёнка в какие-либо нежелательные уличные ситуации (если ребёнок отправляется в школу без родителей);

 - это время, которое родители вынуждены тратить на сопровождение ребёнка в школу и из школы 

6.

 

Материальные затраты (приобретение учебников, уборка классных помещений, ремонт и охрана школы и т. д.) 

7.

 

Немалая часть учебного времени тратится «вхолостую» на ненужные, но обязательные  для школьной программы (по решению чиновников) дисциплины или мероприятия 

----

----------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------

 

 

Плюсы: преимущества обучения маленького ученика (младшеклассника) дома при помощи компьютерных технологий

Минусы: недостатки обучения маленького ученика (младшеклассника) дома при помощи компьютерных технологий

1.

Нет материальных затрат, необходимых при обучении ребёнка в школе

Обязательное наличие компьютера и загруженных в него обучающих программ

2.

Отсутствие вероятности получения ребёнком моральной или физической травмы от общения с «проблемным» сверстником

Ребёнок не общается со своими сверстниками (разве что гуляя во дворе или занимаясь в каких-нибудь кружках и в спортивных секциях)

3.

Компьютерная программа разъясняет материал по нужной тематике, осуществляет тренинг, проводит самостоятельные и контрольные работы, ставит итоговые оценки

Обучение производится не живым человеком (педагогом), а машиной (компьютером)

4.

Специальные программы проводят мониторинг действий ученика, фиксируют время и качественные показатели его занятий, блокируют открывание нежелательных вообще (или в данный момент) сайтов

При отсутствии взрослых дома (или при их занятости) нерадивый ученик может не заниматься

5.

Специальные программы контролируют время занятий и проводят с учеником физкультпаузы, оптимальное время которых по своему усмотрению устанавливают родители

Работа с компьютером может негативно сказаться на здоровье ученика

6.

Время занятий по какому-либо предмету (или теме) можно рассчитывать индивидуально (увеличивая или уменьшая его), исходя из способностей  ребёнка

При самостоятельных занятиях отсутствует соревновательный стимул – дух соперничества (почему мой одноклассник учится лучше меня?)

7.

Возможность проведения занятий в любое время дня, удобное для ученика и для всей семьи  

Нет ежедневного обязательного посещения школьных занятий, которое воспитывало бы  у ученика самодисциплину и самостоятельность (если ребёнок отправляется в школу сам) 

8.

Возможность ускорения обучения - усвоение программного материала данного класса раньше сверстников

 

9.

Возможность более рационального использования отведённого на учёбу времени, немалую часть которого учащиеся школ тратят на не очень нужные дисциплины или мероприятия

 

10.

 

Присутствие дома кого-либо из взрослых крайне желательно

11.

 

Заведомо отрицательное отношение  чиновничьих структур министерства образования и большинства педагогов к учёбе ребёнка в домашних условиях, из-за чего возможны осложнения при сдаче экзаменов комиссии  учителей

 

- Составил! – заявил я, возвращаясь на кухню. – Вот, посмотри!

Танюха взяла у меня листки и бегло просмотрела таблицу.

- Ты уверен, что учёл все «плюсы» и «минусы»? – спросила она.

- Ну, вроде бы, - хотя меня сразу же стали одолевать сомнения.   

                - А слабо трёх зайцев сразу убить?

                - Что? – не понял я. – Каких трёх зайцев?

                - Ты же журналист! Напиши статью о споре между Вовкой и Димкой, и приложи к статье эту таблицу. Возможно, возникнет читательский диспут. Благодаря читателям твоя таблица начнёт пополняться новыми «плюсами» и «минусами».   

                - Ага, - стал вникать я в предложение Танюхи: – Один заяц – это написание новой статьи, второй заяц – дополнение таблицы. А какой третий заяц?

                - На полагающуюся премию за актуальную статью и читательский ажиотаж ты купишь жене какой-нибудь подарок. Например, фирменные лабутены или шубку из натурального меха.

                - Размечталась! На премию, которую дают в нашей газете, можно будет купить только пляжные тапочки из натуральной резины, - отмёл я эти женские фантазии. – Но некоторое вознаграждение за идею, обещаю!.. Как же назвать статью? Пожалуй,  «Современное школьное образование. Плюсы и минусы». Как тебе?

                - Суховато, - Танюха покачала головой. – Как доклад на научном симпозиуме.

                - Тогда предлагай!

                Танюха задумалась, затем сказала:

                - Когда-то я прочитала интересный фантастический рассказ о школе будущего. В нём, кстати, затронуты те же проблемы, что и в твоей предполагаемой статье.  

                - И как рассказ назывался?

                - «Какая прелестная школа!..» Кстати, прочитай!

                - Обязательно! Хотя, по-моему, я этот рассказ тоже читал... Прикольное название… И если затронуты те же проблемы, то и статью назовём похоже… Например, «Какая прекрасная школа!..»  Подходит?

                - Подходит! Про вознаграждение за идею не забывай!

                - Не забуду! – пообещал я, садясь за ноутбук.   

 

 

 

 

 

Дата публикации: 07 февраля 2018 в 20:24