|
Здесь опубликованы все рассказы авторов ЛитКульта.
Для удобства пользования разделом доступны рубрики. Работы расположены в обратном хронологическом порядке.
711 |
Декан исторического факультета Вадим Валерьевич Пшеничников после съемок телевидения о раскопках поселения 6-8 века до нашей эры пил в палатке чай с баранками, размышляя о том, где теперь найти спонсоров на раскоп кургана в стороне от найденного городища. Его почти медитативное состояние разрушил вопль студента Свечкина:
- Нашееел!
Вадим Валерьевич, едва не поперхнувшись, выскочил из палатки с уже трясущимися от вожделения руками:
- Где?!
Свечкин, вытирая пот одной рукой, другой махнул в сторону нагромождения камней. Горку из сколов известняка рядом с раскопом определили как запас строительного материала - стены древних домов, покрытые странной копотью, были выложены как раз из таких глыб. Но Свечкин зачем-то полез туда с лопатой. Не обращая внимание на неудовольствие руководителя, упрямый студент со товарищи раскопал-таки нечто ценное: погребальную камеру, накрытую тяжеленной известняковой плитой. Плиту сдвинули не сразу.
В глубокой яме на боку лежал скелет - судя по остаткам длинных рыжих волос, женский. Костяшки пальцев сжимали деревянный ларец, обмотанный истлевшими от времени кожаными ремнями. На ремнях сохранились три свинцовых амулета со чуднЫм узором. По мановению Вадима Валерьевича Свечкин спустился в могилу, надел перчатки, осторожно взял ларец и подал декану.
- Ндааа... с таким я еще не сталкивался... - пробормотал Вадим и поспешил к себе в палатку - тщательно исследовать находку.
Ларец оказался с секретом. Декан крутил его дотемна. Наконец, скрытый механизм сработал, и крышка, состоящая из трех лепестков, раскрылась. Внутри лежали страннейшие вещицы: две половинки уточки, искусно вырезанные из кости, две костяные полусферы с тоненьким отверстием в каждом из них и костяная же игла, украшенная едва заметной вязью, такой же, как и на амулетах - то ли узор, то ли надпись на неизвестном Пшеничникову языке.
Открытие мирового масштаба! Вадим схватил было мобильник, чтобы рассказать профессору Штопальцеву о сенсации, но вдруг остановился, приоткрыв рот. Не может быть! Он вернулся к столу, поправил лампу и достал из ларца иглу...
Глубокой ночью студенты и волонтеры,работавшие на раскопе, проснулись от подземного гула и колебаний почвы. Все выскочили из палаток. Здесь отродясь не бывало землетрясений.
Но самое удивительное и пугающее было не это.
Высокий курган на фоне темного неба шевелился, будто кротовый холмик, оттуда полыхали языки пламени... А потом курган вдруг разлетелся в стороны, как от взрыва, и из-под земли поднялись одна за другой три огромные зубастые головы ящеров...
Первой завизжала студентка Галкина и с выпученными от страха глазами рванула прочь из лагеря в степную тьму.
Когда же из земли не спеша выпросталась огромная чешуйчатая туша со сложенными по бокам кожистыми крыльями, которой и принадлежали головы, остальные весьма бодро последовали за Галкиной. Последним, как и полагается настоящему капитану команды, лагерь покинул Пшеничников - в пасти одной из голов, обугленный снопом горячих искр, извергаемых ящером вслед разбегающейся добыче.
В судорожно сжатой руке уже покойного декана покоилась разгаданная головоломка: в соединенных половинках уточки лежало костяное яичко, а внутри него - скрепляющая игла с древним заклятием.
если уж описывать верно все, что положено при подобных раскопках, миниатюры не выйдетВыйдет. Надо было героя поменять. Ни один серьезный археолог не совершит подобного действия. Лопоухий студент — вполне. по умолчанию история сказочна, оттуда такой перекос на ларец.Нет, история не сказочна. У вас сама реальность — обычная, но в нее вторгается чудо. Это отличается от тона сказки радикально. Реакция декана на находку это не оплошность сюжета, это неточность детализации описания действий (почему, ответила).Давайте называть вещи своими именами. Это слабое знание матчасти, сюжетом не оправданное. сюжет — последовательность событий, что же нарушено?У вас в тексте пять сюжетных (и композиционных) частей: введение в будни археологической экспедиции (экспозиция), завязка с открытием могилы, кульминация с появлением дракона, развязка со смертью героя, эпилог. Экспозиция для такого небольшого произведения крупновата, много лишних деталей, недостоверных и никак не влияющих на дальнейшие события (поиск спонсоров). В завязке много допущений и сумбур. Курган, привлекательный для археолога, выглядит вообще не так. У вас это свежий могильник. Ларец описан подробно до того как был вынут. Избыточные подробности — про волосы скелета, например — нигде больше не пригодятся. Ларец сжимают не пальцы, а костяшки. Далее в палатке обнаруживается стол. Ну, ладно, армейская палатка, наверное. Возникает наконец интрига: читатель вместе с героем догадался, что это ларец Кощея. И наступает время перерастянутой кульминации, слитой с развязкой. Появляется лишний персонаж — просто для антуража. Смерть главного героя описана так, будто он никакого значения не имел. Автор уже на стороне ящера. Жри их всех, жри их полностью! Про эпилог я ранее писал, что он избыточен на 100%. Что бы следовало сделать, на мой вкус? Экспозиция — пара кратких предложений по существу. Главный акцент — на том, как студент решает нарушить все правила, вскрывает курган, лезет за ларцом. Быстрая, емкая кульминация, развязка без смерти. Вчитался в язык — согласен с Дашей. Нужна правка. Очень много неоправданных повторов, текст сырой. |
что касается «мановения» и подобного, мне всё же близка позиция выбора максимально считываемого слова для читателя с любым, скажем так, уровнем владения языка.Словарь показывает лишь часть сочетаемости. Можно проверять по НКРЯ. Я нашел мановение: веера, руки, головы, жезла, короля / барыни, тени. Так что представленный в тексте вариант не выламывается из узуса (следовательно, допустим). |
я, перед тем как любой минимально спорный по терминам комментарий написать, лезу в словарь)
что касается «мановения» и подобного, мне всё же близка позиция выбора максимально считываемого слова для читателя с любым, скажем так, уровнем владения языка. и удерживания всех смыслов слова по возможности. ну как-то так) а вообще автор всегда в своей правоте, это его территория. |
ждала вопроса о ларце) если уж описывать верно все, что положено при подобных раскопках, миниатюры не выйдет, или выйдет, но совсем другое (как раз тот самый канцелярит). по умолчанию история сказочна, оттуда такой перекос на ларец.
вполне возможно, что от последней фразы придется избавиться) хотелось бы узнать ваше мнение о сюжете и композиции — что не так? Реакция декана на находку это не оплошность сюжета, это неточность детализации описания действий (почему, ответила). сюжет — последовательность событий, что же нарушено? композиция — отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения. Что не так с композицией в этой миниатюре? благодарю заранее за ответ. пысы. Горыныч и игла. ну, отчего бы не увязать ящера с яйцом — это ближе к природе, чем яйцо и Кощей) ну и нарушать сказочные каноны не суть преступление против литературы) |
А у меня не было вопросов к языку: по крайней мере, события описаны внятно. Все вопросы — к сюжету и композиции.
Вы бывали на раскопках? Действия декана находятся за гранью добра и зла. Обнаружив нераспечатанную могилу, он первым делом, как черный археолог, хватает ларец — наименее ценную находку. Также непонятно, почему игла Кощея призывает Горыныча. Финальный абзац избыточен. Уже очевидно, что археологи разбудили древнее зло. Весь механизм описан ранее. Обратите внимание на тавтологию: В судорожно сжатой руке уже покойного декана покоилась разгаданная головоломка |
Вышла Даша погулять,
Стала тётушек клевать)) Как лететь с земли до звёзд, Как поймать лису за хвост, Как из текста сделать пар Знает Дарья наша Вав.)) |
Юля, признательна за коммент (ты первая, и это приятно, что хоть кто-то)
неудовольствие сохраню, недовольство здесь все же не так ляжет. а мановение, вот оно: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc2p/264222 вполне себе применимо исправлю ошибочки) последний абзац таки как в музыкальной пьесе тоника: четко, ясно и понятно, где причина произошедшего безобразия) но подумаю все же — может, стоит тонику заменить на квинту. благодарю) |
мне понравилась история
пара моментов, просто мысли вслух, потому что придраться особо не к чему «неудовольствие руководителя» — мне привычнее «недовольство», хоть и понимаю, что синонимы «по мановению Вадима Валерьевича» — вроде всё понятно, но я ни разу не встречала «мановение» отдельно от «волшебной палочки» в современной речи ) «и поспешил к себе — тщательно исследовать находку.» куда к себе? дотемна слитно «В судорожно сжатой руке уже покойного декана покоилась разгаданная головоломка: в соединенных половинках уточки лежало костяное яичко, а внутри него — скрепляющая игла с древним заклятием.» — вот думаю, а нужно ли делать заключительный абзац пояснительным? вроде давно было ясно, что там |