|
Здесь опубликованы все рассказы авторов ЛитКульта.
Для удобства пользования разделом доступны рубрики. Работы расположены в обратном хронологическом порядке.
768 |
I
Июль в том году был жарким даже для этих южных мест. Зной — густой и вязкий, как горячий кисель — плавил асфальт, корежил листву на деревьях и выжигал траву на газонах. Все, что находилось под прямыми лучами солнца, нагревалось до температуры раскаленной жаровни, поэтому людей на улицах города было немного, а те, кто по необходимости все же оказывался в пекле, старались держаться тени.
Мне с моим сокурсником и лучшим другом Сашкой нестерпимо хотелось лежать где-нибудь в теньке у воды, потягивать холодное пиво и глубокомысленно обсуждать проблемы планетарного масштаба. Других тогда у нас не было. А если и возникали, то мы не особо ими заморачивались.
В те славные дни нашей молодости границы республик внутри огромной страны были обозначены только на картах, ты везде чувствовал себя почти как дома и можно было без виз, таможен и сопутствующих всему этому проблем с сотней рублей в кармане махнуть, без преувеличения, на край света.
Между Кишиневом, где находились в то время мы и Одессой каких-то две сотни километров, но для нас это был совсем другой мир. Верно говорят, что хорошо там, где нас нет. Нас в те дни не было в Одессе. И этот славный город, с его легендами и мифами, с его морем, пляжами и красивыми людьми воистину казался нам раем. Мы давно уже грезили поездкой туда, да все не складывалось. Как-то вечером, потягивая холодное красное вино в прокуренной насквозь кухне Сашкиной квартиры, мы неожиданно для себя вдруг отложили в сторону мировые проблемы и твердо решили — едем в Одессу! Завтра же! Искупаемся, прошвырнемся по Дерибасовской, попьем пивка у Потемкинской лестницы. Уж Сашке-то, лбу здоровому, но внешне несколько рыхловатому и совершенно белокожему, точно не мешало бы немного поваляться на пляже.
II
Между городами курсировал дизель. Это как электричка, только с локомотивом. Поезд в "рай" отправлялся трижды в день: в полшестого утра, ближе к полудню и вечером около пяти. Поскольку останавливаться на ночь мы там не планировали, на все про все у нас был всего один день и нам требовалась программа действий, расписанная едва ли не до минут. Её разработкой мы и занимались до глубокой ночи, реагируя на хорошие идеи восторженными восклицаниями и неизменно сопровождая их хорошим глотком вполне сносного домашнего вина. План покорения Одессы был составлен по всем правилам военной науки с тем расчётом, чтобы успеть на обратный ночной дизель. Стартовать решили рано утром, по холодку. Да и времени оставалось больше, ибо дорога туда занимала около четырех часов. Последний тост в честь замечательного плана покорения южной морской столицы был поднят в четвертом часу утра…
Я продрал глаза первым. Сашка безбожно храпел, закинув голову куда-то за подлокотник раскладного кресла. Часы показывали половину одиннадцатого. Мне с трудом удалось растолкать друга.
«Весь план коту под хвост! Теперь мы либо едем на двенадцатичасовом, либо не едем никуда!» — злясь и досадуя думал я, лихорадочно приводя себя в порядок. На все сборы и дорогу до вокзала оставалось около часа.
Плюнув на кухонный бардак и оставив на столе все следы бурно проведенной ночи, включая грязную посуду и даже остатки килек в томате, где теперь вместо мелкой рыбёшки теснились «натуральные «бычки», мы выскочили на улицу. Солнце пекло нещадно. Задыхаясь и обливаясь потом, мы кое-как добежали до ближайшей автобусной остановки.
В салоне старого гремящего троллейбуса было по обыкновению тесно и душно. Стараясь не дышать винным перегаром на возмущенных женщин, мы кое-как отвоевали места на задней площадке. Солнце стреляло в нас прямой наводкой, парниковый эффект ухудшал и без того неважное самочувствие. Разговаривать не хотелось. Я представил себе предстоящее нам четырехчасовое пребывание в духоте вагона и мне стало не по себе. Да, день не задался... Но отступать от утвержденного и, главное, «обмытого» плана было как-то не по-мужски.
III
Дизель уже стоял на путях, принимая в себя пассажиров. Обычно мы ездили зайцами, поэтому и сейчас, не сговариваясь, проследовали мимо касс к центру состава, чтобы в случае появления контролеров нам было куда отступать. Свободных мест в вагоне как всегда не было и мы привычно расположились в тамбуре. Разговаривать по-прежнему не хотелось — последствия ночи и обеденной жары давали о себе знать. Мы закурили и, скучая у открытых дверей вагона, глазели на снующих, спешащих и ожидающих своего рейса пассажиров. Прозвучало объявление о скором отправлении. Настроение немного улучшилось — как бы то ни было, а мы все же едем! Мужик сказал — мужик сделал! Хотя если честно, больше всего на свете мне сейчас хотелось оказаться на прохладной кухне и, развалившись в кресле, пить холодное вино. Судя по виду моего друга, он тоже размышлял о чем-то похожем, но ни один из нас не выказывал слабость. Прошла еще пара томительных минут. Мы по-прежнему молчали, будто злясь друг на друга. Выглянув наружу, я разглядел зеленый сигнал семафора.
«Поздняк метаться, обратной дороги нет», — тоскливая мысль мелькнула и растворилась в июльском мареве. Дверь громко зашипела и резко закрылась, я едва успел убрать голову — «Хоть бы предупредил, зараза!».
Наше внимание привлек мужчина средних лет, выбежавший из здания вокзала. Судя по всему, бежал он уже давно — рубашка вылезла из брюк, ослабленный галстук болтался где-то за спиной, открытый, перекошенный рот уродовал красное потное лицо. Он несся к нашему составу, размахивая жутко модным в те времена черным пластмассовым дипломатом, срезая углы и уворачиваясь от препятствий, не обращая внимания на возмущение людей.
«Чего уже бежать-то? — отстраненно подумал я. — Кто не успел, тот опоздал».
Дверь с резким шипением неожиданно открылась. Мужчине оставалось не больше двадцати метров. Это становилось уже интересным. Успеет или нет? Мы оживились.
— Успеет! — уверенно произнёс мой друг.
Я думал иначе, но на возражение времени не хватило — спустя секунду створки захлопнулись буквально перед носом опоздавшего мужчины. Он стоял согнувшись, одной рукой упираясь в вагон. Его тяжелое, хриплое дыхание слышалось даже сквозь закрытую дверь. Нас разделяло всего каких-то полметра, но мы уже почти были в Одессе, а он оставался здесь, на перроне кишиневского вокзала.
Его нельзя было назвать расстроенным. Это даже не было для него неприятностью. Это было катастрофой! Его мокрое, распаренное лицо выражало всю вселенскую скорбь за последние пару тысяч лет. Растерянность, обида и отчаяние от такой чудовищной несправедливости читались в его полусогнутой фигуре и скривившемся лице. Судьба обошлась с ним зло и трудно было придумать что-то более беспощадное. Ясно было, что мужик «попал». Кто знает, что находилось у него в том дипломате и чем грозило опоздание... Но выражение его лица указывало — он опоздал что называется «навсегда». Уткнувшись лбом в стекло, он широко открытым ртом судорожно хватал раскалённый воздух. В бессилии ударив кулаком по двери, мужчина умоляюще посмотрел на нас сквозь стекло. Мы с Сашкой спохватились и попытались раздвинуть створки двери. К несчастью, все наши усилия оказались безуспешными — ни зацепиться, ни упереться было не во что. Прозвучал гудок. Состав дернулся и, проехав несколько метров, резко остановился. Мужчина, в непонятной мне надежде шагавший рядом, в отчаянии помахал рукой в сторону первого вагона и снова бросился штурмовать неприступные ворота этой крепости на колесах. Мы с Сашкой, пыхтя, ломая ногти и сдирая кожу с пальцев, тоже упирались вовсю. Но тщетно — дверь была гладкой, без каких-либо выступов.
— Бесполезно! — угрюмо буркнул Сашка. Оправдываясь перед мужиком, мы одновременно беспомощно пожали плечами. Его лицо исказила гримаса. Он в отчаянии со всей силы ударил по двери кулаком.
Это было невероятно, но дверь неожиданно открылась. Створки распахнулись всего на секунду и тут же с таким же пронзительным шипением стали смыкаться. К счастью, мы с другом успели ухватиться за резиновые уплотнители створок и несчастный буквально продрался в вагон. Прижавшись спиной к уже закрытой, но теперь такой родной, поддавшейся его молитвам, двери, задыхаясь и истекая потом, он устало кивнул нам, выражая свою благодарность и в бессилии сполз на корточки, прижимая дипломат к груди.
Я с изумлением и даже каким-то восторгом смотрел на него. На вид лет сорок. Хорошие туфли и костюм, явно используемые нечасто, белая с голубым воротником рубашка в едва заметную полоску с большими пятнами пота на груди, строгий элегантный галстук, сбившийся набок, мокрые волосы, лысеющая макушка. Капли пота падали с его лица на колени, оставляя на светлой ткани крупные пятна и мужчина попробовал было достать платок из кармана брюк. Повозившись некоторое время и не достигнув результата, он ладонью смахнул пот со лба, а затем просто откинул голову назад и закрыл глаза. Теперь пот струйками стекал по щекам и шее куда-то под рубашку, но ему, похоже, было все равно. Его лицо выражало абсолютное блаженство, губы едва заметно шевелились. Кажется, он что-то шептал. То ли хвалу небесам, то ли просто повторял раз за разом «спасибо». Мы с Сашкой были не менее возбуждены. «Везунчик!» — восхитился я, пытаясь зажечь спичку трясущимися от недавнего напряжения руками. Мужчина попробовал встать, но, видно, сил на это ему еще не хватило и он, все еще пытаясь хоть как-то сдерживать громкое дыхание, остался сидеть на корточках, привалившись спиной к двери.
Послышалось пронзительное шипение и створки дверей мгновенно разошлись. Продолжая блаженно улыбаться, несчастный провалился в пустоту и мячиком выкатился из тамбура. Дверь зашипела и так же быстро захлопнулась. Злорадно прозвучал гудок локомотива и поезд тронулся, оставив на раскаленном, плавящемся асфальте платформы лежащего на спине несостоявшегося пассажира, с прижатым к груди черным дипломатом...
***
Следующие десять минут мы с Сашкой проехали в полной прострации, избегая смотреть друг на друга. Когда поезд остановился на следующей после вокзала платформе и ненавистная нам дверь с противным шипением открылась, впустив волну зноя в духоту прокуренного тамбура, мы, не сговариваясь, угрюмо шагнули из вагона и в полном молчании направились обратно к дому. Пешком.
Спасибо за отзыв, vedrussa! Да, наверное, надо вычесать блох, но автору (мне) это делать сложно — замыленный взгляд не замечает эти косячки, скользит по ним гладко, без малейших задержек.
|
Здравствуйте! Пришла знакомиться с вашим творчеством. В общем, мне понравился рассказ, очень удачные описания жары (прямо кстати, у нас такая же сейчас). Не хватило описаний ЛГ, я их не увидела, а хотелось бы. «Кручу своё кино», когда читаю (поэтому не любила картинки в книгах)
Честно говоря, не поняла поступка ребят, я бы даже не поехала)) А вот опимсание горемычного пассажира — просто замечательные, его увидела. Жаль дядечку((( Текст не мешало бы немного почистить от лишних местоимений.и уточнений, когда и так всё понятно читателю. Судьба обошлась с ним злоа не жестоко? или не хотите штампов? тогда можно было соорудить что-то совсем неожиданное (пока не знаю что именно)) Всего доброго! |
Вдогонку:
вижу в тегах «юмор», но тут вообще не до юмора. Да, это скорее «чёрный юмор». Просто я здесь не нашел такую «кнопку». |
Срач?
Как же тяжело с человеком, который в каждом комментарии грубит, хамит, врёт или извращает, а потом требует оппонента заткнуться. Спасибо. Спасибо! «Спасибо» — надо читателям писать, а не грубить. Счастливо! |
Вы извратили мои слова, нахамили, и проявили полную неблагодарностьМамадарагая! Аламо, вы не выспались? Не засоряйте ветку своими истериками и не разводите здесь срач. Пожалуйста. |
Извините, с моей точки зрения Вы извратили мои слова, нахамили, и проявили полную неблагодарность, вообще перечеркнув любое сотрудничество меня, читателя, с Вами, автором.
Я ведь под несколькими текстами писал Вам отзывы, и всё они упирались в Ваше недружелюбие. Сырой текст про двух приятелей, не сумевших сквозь вялые описания добраться до пива и моря… Да, автору критика не нужна. |
и отклик оставил, и совет далЭто вы про совет «работать надо»? Я оценил его. Просто могли бы подумать над моим замечаниемЯ подумал. Что еще? |
знаю, что вы не сторонник моего метода разборов, но вдруг что-то и пригодитсяЭто не совсем так, Александра. Боюсь, вы меня неверно поняли. Либо я высказался тогда недостаточно внятно. Но я не хочу туда возвращаться. За внимательное прочтение и высказывания — спасибо! Выскажусь по некоторым вашим замечаниям. не правильнее ли «нам»?Не знаю. Эта фраза вызывает и у меня сомнения. И я не знаю как написать правильно «мне с моим другом» или «нам с моим другом». Остановился на первом варианте. «здоровый лоб» как правило про возраст или могучее телосложение… но рыхлость ведь именно про здоровье?Нет, это не про здоровье. Это про тонус мышц. Есть здоровенные лбы, у которых нет ярко выраженной мускулатуры — условно говоря «кубиков» на животе. Эта «рыхловатость» обусловлена подкожной жировой прослойкой. При этом они действительно здоровые — как «медицински», так физически. «все», «нас», «это» — но такого много и оно громоздится.Не спорю. Этих блох надо вычистить. И другие не обязательные повторы о которых вы говорили. Именно поэтому я чуть ранее сказал — рассказу требуется тщательная вычитка, желательно другим человеком — авторский глаз замылен. Что касается остального, то я не хочу «засушивать» текст. По сути это байка, «рыбацкая» история (хоть и реальная) и вряд ли она нуждается в рафинировании. Еще раз спасибо за пристальное внимание к моему рассказу! |
Вы вообще понимаете, как обидно, прочитав текст, написав автору вполне дружеский коммениарий, вместо диалога о тексте получить вот такой ответ:
Предлагаете скопировать и вставить?— ? Вы думаете, хоть какое-то желание е ть вообще что-то читать и кому-то что-то писать, когда вместо разговора получаешь пренебрежительную интерпретацию своих слов? |
Странно… Вот Вы опять высмеиваете читателя, хотя я вроде и прочёл Ваш текст, и отклик оставил, и совет дал. Просто могли бы подумать над моим замечанием, а не извращать мои слова.
Вы пишете, что текст сырой и нужна чужая вычитка, но стоит откликнуться мнением, как Вы начинаете войну. И, самое весёлое, что потом меня же обвините, Вы или другие, что я пишу гадости и выживаю хорошего автора с портала)). Где логика? — на мнение читателя ответить вот так, как отвечаете Вы. |
Вообще, описания жаркой жары под жарящим солнцем — для этого нужно мастерски владеть языком… Прочтите, как пишет о простых явлениях и пейзажах Экзюпери в «Планета людей» — вот там искусство слова. Предлагаете скопировать и вставить? Повременю с этим. Это единственное, что вызвало у вас сомнение? Тогда буду считать, что рассказ удался. |
Соглашусь с вопросом отчислена.
Текст прочёл, вопрос остался. нагревалось до температуры раскаленной жаровни— Вас не смущает «нагревалось до раскаленной»? Меня смущает эта избыточность. Вообще, описания жаркой жары под жарящим солнцем — для этого нужно мастерски владеть языком, чтобы читатель наслаждался банальным явлением, описанным виртуозно художественно. Это не упрёк, работать надо. Прочтите, как пишет о простых явлениях и пейзажах Экзюпери в «Планета людей» — вот там искусство слова. За минус извините, случайно с телефона. |
здравствуйте.
я сразу к барьеру. Все, что находилось под прямыми лучами солнца, нагревалось до температуры раскаленной жаровни, поэтому людей на улицах города было немного, а те, кто по необходимости все же оказывался в пекле, старались держаться тени.чистое имхо, но нет ли здесь повтора того, что уже сказано предложением ранее? в том предложении образность ярче, поэтому эта часть похожа на разжёвывание. но не настаиваю. Мне с моим сокурсникомне правильнее ли «нам»? и сопутствующих всему этому проблема зачем уточнять, ведь и так понятно что за проблемы. с начала текста уже пару раз цеплялась за «это», начиная с первого предложения. дальше не буду про «это», вы сами посмотрите с сотней рублей в кармане махнуть,без преувеличения, на край света.снова пояснение. их довольно много. можно кивнуть на стилистику текста, но я советовала бы вымарать такое, чтобы разгрузить текст, дать ему чуть воздуха. Уж Сашке-то, лбу здоровому, но внешне несколько рыхловатому и совершенно белокожему,здесь перечитывала. «здоровый лоб» как правило про возраст или могучее телосложение, а не здоровье как таковое. но рыхлость ведь именно про здоровье? если нет, то я совсем запуталась. Поскольку останавливаться на ночь мы там не планировали, на все про все у нас был всего один день и нам требовалась программа действий, расписанная едва ли не до минут.смотрите, сколько местоимений. последнее «нас» безболезненно уходит — строка чище, но всё понятно. злясь и досадуя думал я,тут что-то одно ярче заиграет все следы бурно проведенной ночивот мелочи же. «все», «нас», «это» — но такого много и оно громоздится. там ещё «натуральные»бычки" — а надо ли в двойные кавычки и вообще кавычки? сигаретные бычки не лучше? да автобусная и троллейбус несколько ломают восприятие. может быть, просто остановка, без указания? в части про троллейбус многовато духоты, тут можно или сократить «душные» моменты, или одну «духоту» заменить Разговаривать по-прежнему не хотелось — последствия ночи и обеденной жары давали о себе знать.снова ночь и снова жара. и ведь не последствия жары, жара и сейчас есть, она никуда не делась Судя по виду моего друга,да, я снова об именах) я уже забыла как зовут друга, а ведь его имя было названо ранее, значит, оно важно. к тому же здесь рядом «друг на друга», а зачем эти повторы? «Поздняк метаться, обратной дороги нет», — тоскливая мысль мелькнула и растворилась в июльском маревеа вот здесь марево хорошо работает. потому что смена образа, уход от жары и духоты, но ощущение сохранилось Наше внимание привлек мужчина средних лет, выбежавший из здания вокзала.а не лучше упростить? Дверь с резким шипением неожиданно открылась.дверь неожиданно открылась с резким шипением…? — чтобы избежать инверсию Нас разделяло всего каких-то полметра, но мы уже почти были в Одессе, а он оставался здесь, на перроне кишиневского вокзала.о да, в точку! я бы только «почти» или «уже» убрала, они не слишком сочетаются. Его нельзя было назвать расстроенным. Это даже не было для него неприятностью. Это было катастрофой! логическая нестыковка. не расстроен, даже (?) не неприятность, а катастрофа. неприятность видится лишней и снова про имя. смотрите. у вас к финалу Сашка часто повторяется. вот и в середине бы не терять его. Его лицо исказила гримасаа какая? очень понравилось описание опоздавшего. бег, суета у дверей, протискивание внутрь и великолепный финт с падением из вагона. показалось, что чувствую запах пота и слабость в подрагивающих пальцах главного героя. вижу в тегах «юмор», но тут вообще не до юмора. уж слишком живо и обидно. и самый финал неплох. но всё, что до, на мой взгляд затянуто. понятно, что все детали вам, как автору, дороги. но читателю? и тут нужно решать — сохранить текст в теперешнем виде как личную память, или пожертвовать личным ради литературного. такое мнение. P.S. знаю, что вы не сторонник моего метода разборов, но вдруг что-то и пригодится |
И про «парниковый эффект» — в замкнутом салоне автобуса куда проникают лучи солнца, а тепло не удаляется — это именно парник. И соответствующий эффект.Это понятно. Но ещё термин используется в контексте глобального потепления. И там он кмк правомочнее. Но это так, придирка. |
Язык этого рассказа лучше чем в «Кейсе». «Кейс» писался для печатного издания. Там очень жесткие рамки по объёму текста. Пришлось его «сушить». А этот рассказ был написан уже очень давно, лет пятнадцать назад — он один из первых у меня и никуда не предназначался, поэтому не требовал ограничений. Но он был совершенно сырым, вот я и попробовал довести его до ума. «Беспощадно-нещадно» — вы правы. Глаз замылен, нужна чужая вычитка. Про штамп знаю, но пока оставлю — он мне нравится и ничего лучше я пока не придумал )) И про «парниковый эффект» — в замкнутом салоне автобуса куда проникают лучи солнца, а тепло не удаляется — это именно парник. И соответствующий эффект. |
Солнце беспощадноУ вас до этого было нещадно. Лучше бы поменять. парниковый эффектЭм… шта?) выражало всю вселенскую скорбь за последние пару тысяч лет.Это вот прямо штамп штамп. Язык этого рассказа лучше чем в «Кейсе». И сам рассказ интереснее. Чувствуется личное что-то. Но в финале мне не хватило переживаний. Драматизма если хотите. Но. Хорошо. |
Спасибо за внимательное прочтение и отзыв, Nedostupov!
Я подумаю над вашими замечаниями. И сам размышлял о некоторых местах из указанных вами, но, казалось, прокатит. Теперь покопаюсь глубже. |
иссушал неокрепшие тела и душиУбрать этот банальный пафос, он портит ваше отличное сравнение зноя с горячим киселем. избегая выходить из нее без особой на то надобности.Лишнее. Это очевидно. близко к полуднюБлиже к полудню — благозвучнее, не? Поскольку останавливаться на ночь мы там не планировали, на все про все у нас был всего один день. Именно поэтому нам остро требовалась четкая и продуманная программа действий. Её разработкой мы и занимались до глубокой ночиТут язык скатывается в какую-то канцелярщину. Не надо так) |
Благодарю за внимательное прочтение и отзыв, Сергей!
Попробую ответить на ваши вопросы. Про «автобусную остановку» — это обычное и привычное словосочетание, обозначающее место посадки в общественный транспорт, независимо от ведомственной принадлежности. Можно убрать обозначающее прилагательное, но от этого ничего не изменится. Замечу перед ответами на вопросы: это абсолютно реальная история, произошедшая со мной и с моим другом, здесь не выдумано ни слова. Объяснить сегодня наши иррациональные и алогичные поступки в той ситуации можно, наверное, но есть ли в этом смысл? Мы действовали тогда «по обстановке», в меру своих сил и субъективной оценки ситуации. должны знать, что в них есть такая штуковина, как стоп-кран. Зачем нужно было ломать двери?Разумеется, вы правы! Но дело в том, что в те времена с этим было достаточно строго и существовало некое «табу» на подобные действия и вообще на нарушение всяких пломб (а на стоп-кране всегда есть пломба), опечатанных дверей и т.п. Мы были воспитаны так, что стоп-кран используется только в исключительных случаях, угрожающих безопасности людей. Этот эпизод к таковым не относился. Ну и плохая соображаловка, соответственно! Бодун не прошел, голова мутная, мозги не работают. присядь и обопрись хотя бы на боковую стенку, побереги костюмчик.Можете мне поверить на слово, тогда этому мужику было не до того. нужно было хотя бы жестами сказать друг другу: «На фиг эту поездку, пошли домой»Как оказалось, этого не потребовалось. Это решение пришло в голову к каждому отдельно. И друг мой вышел бы даже без меня, и я шагнул бы, не призывая его следовать за мной. |
Здравствуйте, Александр! Читается легко, изложение отличное, начало интересное. Так как публикация «критика», позволю себе поумничать.
ближайшей автобусной остановки.(автобус или троллейбус?) Чисто по сюжету: Герои рассказа не раз ездили электричками. И значит должны знать, что в них есть такая штуковина, как стоп-кран. Зачем нужно было ломать двери? Тем более, что двери электрички несколько раз открывались-закрывались – значит, кто-то в каком-то вагоне этим стоп-краном пользовался (на ходу рвать стоп-кран нельзя, но ведь электричка ещё стояла на перроне). Хотя действия друзей можно списать на похмельный «бодун». Самое грязное место в электричках это тамбур, а в тамбуре самые грязные — ступеньки и входные двери. Судя по описанию, опоздавший – далеко не бомж: ну, если ты такой обессиленный, присядь и обопрись хотя бы на боковую стенку, побереги костюмчик. Ну и концовка: мы, не сговариваясь,но ведь как-то всё-таки нужно было хотя бы жестами сказать друг другу: «На фиг эту поездку, пошли домой». |
Мы как-то по той-же причине с корешами-одногрупниками очнулись в Минводах :))) Я думаю, что подобное случалось со многими )) Только вот мы-то с другом не попали! Спасибо за прочтение и отзыв, ddikhtyar |