|
Здесь опубликованы все рассказы авторов ЛитКульта.
Для удобства пользования разделом доступны рубрики. Работы расположены в обратном хронологическом порядке.
419 |
- Вавля, завтра твой день рождения и ты станешь взрослым. Расскажи олЕньке, что ты знаешь про чум в котором мы живем.
- Мам, я много раз говорил, что его зовут Нюм! - кивнув на оленя, мальчик нахмурил брови.
Мать зацепила иглой свеже выправленную шкуру бобра, аккуратно её примостила на колени и, многозначительно посмотрев на сына, сделала замечание:
- Но Нюм – это твое второе имя, «балбес», и я не могу его так называть. И мы, и наши предки всегда почитали оленя - кормильца, но людям нельзя давать животным свои имена. Ты должен это уже понять и запомнить.
Мальчик посмотрел в сторону мамы, но взгляд прошел куда-то мимо. Он знал, что уже завтра, как мужчина и хранитель имени своего деда, сможет возразить и даже настоять на своем, но сегодня такого не мог себе ещё позволить. Нет, это не была трусость, точно не она, скорее всего, уважение и безграничная любовь к маме.
Мать с надеждой ждала ответа. Очередной раз ее слова юнец пропустил мимо ушей. Тихо потрескивал огонь, разряжая атмосферу и наполняя чум спокойствием и уютом.
Вавля умостился между беспробудно спавшим двухгодовалым братишкой и Нюмом. Задумался. Животное, как-будто угадав желание своего друга, улеглось рядом. Ему нравилось когда старший гладит его шерстку. Руки у него пока ещё детские, нежные. Вот со спины пальчики скользнут к бочку, затем от туда по шерстке и к шейке, тогда можно будет немного задрать мордочку повыше — пусть знает что это приятно (а он знает). Потом мальчик обязательно обнимет, прислониться пухлой, розоватой щечкой и станет что-то нашептывать, как шаман Бинё ему тогда, когда возвратил его с того света после переедания копальхейма.
«Нюм, ты – Нюм. Пусть этот дом будет свидетелем моих слов. Я отдаю тебе свое имя. Только завтра. Не обижайся.» - шептал мальчик, - «Чум – это маленький мир, Нюм. Вот отверстие вверху – это солнце днем и луна ночью, шесты – воздух вездесущий, окутывающий землю. Наш чум большой, Нюм. Тундра большая, дед мой был большим и я буду…» - громкий звон колотушки о чан прервал мальчика. Мать, отшвырнув шкуру, вышла на улицу. Как раз в это время на улице послышался лай собак. Отец вернулся с охоты.
На следующее утро Вавля проснулся поздно, старался не уснуть пока солнце не утонуло за горизонтом — не хотел повзрослеть во сне. Он вышел из чума, осмотрелся. Родители, шаман и соседские уже собирались к праздничному столу. Мать с отцом уважительно кивнули ему, подозвав к себе. Того чуть заметно передернуло приятной дрожью и даже показалось, что в воздухе не хватает кислорода.
«Подойди. Первая кровь твоя, первый кусок твой.» - с улыбкой, но по-деловому важно окрикнул отец.
Кровь казалась такой вкусной, как никогда ранее. Пил медленно, наслаждался каждым глотком, потом закусил ягелем с желудка — вкуснятина, затем отренькал кусочек печени — наслаждение, и ещё глоточек красного. «Спасибо небу, спасибо вам отец и мать, спасибо вам, братья и сестры, и всей общине...» - важно, громко и даже с пафосом начал свою речь Вавля. Все вокруг уже набивали рот самыми смачными кусочками парной оленины.
- А где Нюм, мам? - сорвавшимся голосом вскрикнул мальчик, уставившись на белую звезду на шее разделанного оленя.
- Нюм, - твое второе имя, Вавля. Не может быть у оленя нашего имени. - С невозмутимым спокойствием ответила мать. - Негодным он уже был для няньки. – Добавила чуть погодя, отрезав очередной сочный кусок.
Спасибо! Да, хромает грамматика и стилистика, но стараюсь :) Вообще, читал про них, размышлял, а тут тема блица — бах! Ну, думаю, самое оно. Так родился сюжет. Тема сложноватая была и альтернативные сюжеты лезли в голову очень сходные с теми, что были представлены другими участниками. Захотелось чтобы и реально, и в тему.
|
Спасибо. Думаю, этот народ способен пережить любые катаклизмы. Ученые уже доказали их невероятную способность организма переживать стрессы, отравления, голодание от которых мы бы враз загнулись и то, что на генном уровне они ушли от нас в сторону на приличное расстояние:)
|
Спасибо, Александр.
Косяки, типа «сфера» уберу. Вы тонко уловили задумку о том, чтобы отвязаться от времени. |
Сурово. Идея, пожалуй, сильная.Хочешь не хочешь, а задумаешься — на чьей ты стороне? И у меня однозначного ответа нет. В этом его сильная сторона.
Соглашусь с Александрой — стилистика находится в явном противоречии с описываемым. У вас здесь «безвременье»: эта история может быть как вчерашней, так и столетней и это хорошо — существуют многовековые традиции, благодаря которым эти народы выжили и выживают и для которых действительно существуют «вечные ценности». Не исключено, что это одна из «спасительных» традиций. Но «сфера», «вселенная», «мир наш большой»… — выражения не из их мира. Насколько я помню, малые народы никогда не оперировали такими понятиями. Они говорят: «степь», «тундра» — это для них и мир, и вселенная (с маленькой буквы). Порадовали естественность, отсутствие «моралитэ», назидательности, оценочности, чьей-то безусловной правоты. Убежден — рассказ достоин доработки, шлифовки. Вряд ли есть смысл его сильно укрупнять. И конечно, требуется «вычитка» — есть лишние слова, не совсем верные описания ситуаций, досадные ошибки. Не дам звезд только из-за его пока что «полуфабрикатного» состояния. И еще — я тоже считаю фотографии ненужными. Они из 21 века. Вдогонку: это явно не ироническая проза. |
Спасибо большое, Александра.
Все Ваши замечания по-делу. Свой стиль только ищу, правда, это не оправдывает мои стилистические ошибки. Над последним предложением подумаю. Рассказ писал для блица, потому не разгуляешься… |
добрый вечер.
а вот эти фото точно нужны? и так не лучшее послевкусие у текста. хм, послевкусие. да. по частностям: Но Нюм – это твое второе имя, балбес(в кавычки?), и я не могу его так называть. И мы, и наши предки всегда почитали оленя — кормильца, но людям нельзя им давать свои имена.«но людям нельзя им давать свои имена» — кому им? в первой части предложения: оленя — его, если оленю — ему (и всё равно будет сбоить), если им — людям. ребус. попробуйте разделить на два предложения и обозначить чётко. но глаза прошли куда-то мимопонимаете? может, быть взгляд? и не прошёл, а иначе. мужикне ассоциируется с северными народами. слово более характерное для сельскохозяйственных областей, у него много оттенков, но все они не в чумы. почему не «мужчина»? себе ещё не мог позволить.не мог ещё себе позволить. посмотрите, у вас по тексту есть предложения, где слова царапают, потому что не на своих местах Отнюдь,жеманное слово барышни 19го века точно не она, быстрее всего,скорее всего. если вы хотите передать сомнение в чувствах героя, то стоит убрать неуверенные формулировки, но добавить описание самих эмоций, их противоречивость. прошли мимо ушейглаза прошли, слова прошли разряжая атмосферусо стилем швах. то отнюдь, то атмосфера, то местечковое «быстрее всего», а нужно совсем другое, единое, простоватое, но меткое. а вот стилистический винегрет точно не нужен. Животное поддержало его мысль и улеглось рядом.не животное, а олень, даже оленёнок, нет? что за животное? и что значит «поддержало его мысль»? скажите это литературно, пожалуйста) Ему нравилось когда старший гладит его шерстку. Руки у него пока ещё детские,ему нравилось, у него и т.п. — обезличено. нужно одного уточнить как шаман Бинё ему тогда, когда возвратил его с того света после переедания копальхейма.опять. кому шаман шептал, мальчику или оленю? может мальчик в чуме использовать слово «вселенная» беседуя с оленем (или не с оленем)? Все собирались к праздничному столу.кто «все»? расскажите Все собирались к праздничному столу. Мать с отцом уважительно кивнули ему, подозвав к себе.то есть столу кивнули Того чуть заметно передернуло приятной дрожью, даже показалось, что не хватает воздуха.дрожью не передёргивает. и дыхание от дрожи отдельно. а у вас — даже, получается что от дрожи воздуха не хватает. старайтесь точнее но по-деловомустиль, стиль снова! и «смачно» туда же. в целом рассказ привлекает внимание, но его нужно шлифовать. и да, вы обрисовали традицию, но не дали особое мировоззрение. у вас упрёк в финале, а должен быть вопрос. ну, для реально хорошего текста. всякая традиция имеет причину, объяснение, корни. покажите читателю другую сторону происходящего, и появится второе дно. |
литературный портал, литературные конкурсы, сетература, опубликовать стихи,
опубликовать прозу, литературные блоги, новости литературы, любимые стихи