|
Здесь опубликованы все рассказы авторов ЛитКульта.
Для удобства пользования разделом доступны рубрики. Работы расположены в обратном хронологическом порядке.
975 |
Гоше двенадцать. Темные вихры, глазищи, зеленые, как огуречная кожа, над верхней губой – первые волосинки. Он стоит на эскалаторе, ступенькой ниже меня, и я вижу туго закрученное гнездо его макушки.
– Гоша, – говорю, – мне сегодня в другую сторону, на Гражданку.
Он поднимает голову. Щурится, словно пытается разглядеть на моем лице мелкие буквы. Вздыхает.
– Жалко.
Эскалатор короткий – пожалуй, самый короткий в городе. Ехать нам остается совсем немного. Мимо пробегает парень в раздутой куртке. Он пахнет мятной жвачкой и дешевым одеколоном. Гоша потирает плечо – парень задевает его, будто нарочно – и улыбается виновато. Стыдится, что не может дать сдачи.
– Красивые варежки, – тонким пальцем Гоша касается вязаных ромбов, – раз, два, три...
Кажется, что руку мою осторожно клюет птенец.
Раз, два, три – проплывают последние лампы, похожие на стаканы с молоком. Гоша разворачивается и перепрыгивает зубчатый эскалаторный край. Хлипкие ботинки, еще детские, с цветными шнурками, глухо говорят: «Буф-ф-ф».
– Вы мне сегодня четверку поставили. Почему? – он не сердится, просто спрашивает.
Я объясняю и по глазам вижу – понял. Понял, но хочет пятерку, именно от меня. Значит, завтра снова вызовется к доске. И будет говорить, захлебываясь, и крошить в перемазанных пальцах мел.
Теплый ветер треплет Гошины волосы. Скоро приедет поезд. Он шумит уже где-то в тоннеле, и Гоша торопит меня:
– А завтра-то, завтра? Вы на Балтийскую, как обычно?
– Да.
– Значит, вместе поедем, правда?
Я успеваю кивнуть.
С ревом и свистом проносится мимо нас круглоглазый первый вагон. За ним – остальные. Мелькают окна, желтые с черным, и черное медленно делается цветным. Ш-ш-ш... Люди выходят, толкая Гошу, но ему все равно. Он провожает меня.
Под потолком громко всхрапывает, и неуверенный голос бормочет:
– Остр...жно, ...вери зак...ываю...ся.
– Я люблю вас, – улыбается Гоша.
«...вери» хлопают ртом, и поезд, дернувшись, отъезжает.
Гоша бежит по перрону. Рюкзак, тяжелый, с плохо затянутыми лямками, бьет его по спине. Я сажусь между дедушкой с чемоданом и пахнущей кошками дамой. Я говорю: «Не надо».
Но Гоша меня не слышит.
А может, Вы и правы, да. Героиня — подросток, вот сейчас, пока мы на нее смотрим. От растерянности, от страха потерять и страха вляпаться в историю. И слабость в этом (моя или ее) определенно есть. Спасибо!
|
Знаете, чем рассказ заинтересовал? Вот как раз своей двусмысленностью. То-ли первая любовь, то-ли пидофелия. То-ли слабый мальчик, то-ли созревающий маньяк. И учительница странная, потакает мальцу… и это фальшивое " не надо", когда знает, что Гоша её не слышит.
|
Язык искусный, взгляд тёплый.
Кмк, самое слабое место текста — двусмысленность изначальная, и нет ощущения, что она именно в таком тексте оправдана. Кокетство текста, если угодно. Несколько раз перечитала начало — вплоть до вопроса об оценке можно допустить (как мне изначально и казалось), что ггероиня — тоже подросток. Или ребенок, вспоминает о подростковой любви. |
По-моему, это безупречно написанный рассказ, тонкий и драматичный! Одна из лучших прозаических вещей на ЛК. Много раз перечитывала и перечитаю еще.
|
Здесь, как мне видится, история о другом. Встретились два человека, которым вместе хорошо. Почему — отдельный вопрос, закадровый, но можно фантазировать. И все это тонко и хрупко, как и вообще многое, когда есть подросток. И испортить легко. А вот это «люблю» как раз портит все. Потому что за ним то хорошее, что было, рассыпается в прах. Для ребёнка и учителя близость на этом «люблю», увы, заканчивается. И ее, близости, жалко. И поэтому «не надо». Поэтому и кажется, что учитель отстраняется от мальчика на эскалаторе. Она взрослая и чувствует, к чему все идёт. Жалко дружбы (если можно ее в этом случае так назвать).
|
Интересный взгляд, спасибо. Хочется верить, что страшное не случится.
Про двоякое прочтение в начале — согласна. Надо было побороть, а все во мне почему-то от этого отказалось) |
люди ниже высказались одинаково хорошо и поставили плюсы только потому, что не поняли некоторые моменты и списали их на счет говорящего никнейма. бесит такое.а некоторые другие люди почему-то считают, что вправе говорить за всех и решать, кто что понял или не понял. светочи истины с экстросенсорными способностями. бесит такое. |
мелкие буквы — хорошо. но хотелось чего-то большего, типа вместо букв что-то близкое к мыслям или эмоциям, как-то связать это
на улыбается виновато — тоже споткнулся. непонятно, зачем вставлено. чувство обиды и непонимания, маленького горя, жалости к себе возникает в подобных случаях, а не вины и перед ш-ш-ш должно быть ви-и-и всё не читаю, только самое в глаза бросающееся всхрапывает кто конец плохо описан, 'улыбается Гоша и выбегает' должно быть написано. 2 героя всего, и что, сложно описать подробней, что ли люди ниже высказались одинаково хорошо и поставили плюсы только потому, что не поняли некоторые моменты и списали их на счет говорящего никнейма. бесит такое. |
Интересный рассказ.
После первого прочтения очень умилился, вот она — прекрасная, нежная история первой любви, и всего буквально в несколько строк. (На парне в куртке и я чуть споткнулся, но это — ерунда, порядок слов поменять.) А так — мудрый взрослый учитель наблюдает развитие превечного сюжета… Такой добрый, жизнеутверждающий текст. Потом перечитал, ещё раз, и споткнулся всерьёз. Во-первых, на варежке. Кажется, что руку мою осторожно клюет птенец.Первое впечатление было на птенец — такое милое, не-в-лоб сравнение Гоши с птенцом. Ну, и, конечно, птенец ищет у мамы-птицы защиты/тепла/понимания/любви… Но ведь клюет, это должно быть болезнено… Может маме-птице это всё не так уж и нравится? Или это намёк, что она делает усилие и терпит ситуацию, скажем, чтобы не обидеть пацана? Но потом идиллия исчезает совсем. – Я люблю вас, – улыбается Гоша.Улыбается, но вероятно, не молча, а всё же произносит вслух. Может быть, даже в первый раз? На что в ответ, Героиня говорит: «Не надо». Какая уж тут идиллия? Не надо. Оказывается, мудрый взрослый учитель едва сдерживается, чтобы не влепить отказ прямо в лицо юному ухажёру. Тот ведь всё равно продолжит, он четвёрку за оценку не считает, не так ли?.. Тогда о чём текст? О двенадцатилетнем пацане, который в принципе ещё не умеет рефлексировать, не умеет взглянуть на ситуацию глазами другого человека. И поэтому наивно ухаживает, не имея никаких шансов на позитивный ответ. Или о «мудром учителе», который не может правильно направить ситуацию с учеником ни в классе, ни вне его? И всё это — вихры и огуречные глаза — только наблюдение перед за мыслью «ну, когда же это кончится?» Становится гаденько… А потом это — «не надо»… Не надо в смысле «не люблю мальчиков»? Типа как недавно на ЛитКульте один сюжетец скончался?.. Или как? Девочкам нравятся взрослые мальчики?.. Текст несомненно имеет литературные достоинства Он поднимает голову. Щурится, словно пытается разглядеть на моем лице мелкие буквы. Вздыхает.Это шикарно. И про варежку тоже стильно. Но как-то форма не греет, если содержание — лёд. Так и вспоминается «а давеча вы были правы: осетрина-то с душком!» |
Гоша потирает плечо – парень задевает его, будто нарочно – и улыбается виновато. Стыдится, что не может дать сдачи.
Я не сразу понял, что это Гоша улыбается виновато. А, я думал, что пробежавший парень… Но даже не в этом дело. Будто нарочно — значит не нарочно. Случайно. Гоша стыдится, что не может сдать сдачи… Зачем? Тот же случайно задел его. Или я чего-то не понимаю. Раз стыдится, значит хочет, но пока не может. А будет постарше, накачается и будет лупить всех, кто его заденет? Из этого делаю вывод, что " Вы мне сегодня четверку поставили. Почему? – он не сердится, просто спрашивает." напрашивается слово «пока» — Он пока не сердится… Но прийдёт время и он ещё покажет свой характер. И мало всем не покажется. Но это всё потом, а пока он влюблён и ничего не слышит. Страшная история. Боюсь за преподавателя… |
Да, со сдачей — это всегда здорово. Но вот такая зарисовка. Момент из жизни. Может быть, завтра Гоша поведёт себя совсем иначе. Да, завтра наверняка (с)
|
Меня всегда удивляла способность тех, кто не может дать сдачи, становится сильными и главными. Не такими, как Гоша, а такими, как герои Жана Жене или Капоте. Их мальчик-подростки хороводят литгероями без этой нежной привязанности и беззащитности. Обделывают свои дела через сильных и ловких, бьют точно в цель не кулаками или каблуками, а тем, чем умеют и чем научились пользоваться.
У Вас как раз случай, когда всё слишком просто и слишком грустно. Героям не сочувствуешь, потому что они оба слабаки, и бояться себя и мира. Это не значит, что миниатюра плоха или я против таких историй. Это значит, что есть иные решения подобных сюжетов. Их надо пробовать, а то останемся на уровне жевузема и сказки о нетаком пубертате. |
" глазищи, зеленые, как огуречная кожа, над верхней губой" это как? зелёная пупырчатая кожа над губой. )
|