|
Здесь опубликованы все рассказы авторов ЛитКульта.
Для удобства пользования разделом доступны рубрики. Работы расположены в обратном хронологическом порядке.
430 |
Первый раз увидел его семь месяцев назад. Ближе к полуночи. Он стоял возле старого серванта, в котором поблескивал бабушкин хрусталь и несколько фигурок под гжель. Выглядел он точь-в-точь, как на собственном автопортрете.
Я было решил, что мастера заинтересовала старинная соусница с отбитой ручкой, чья травмированная пропорция делала ее похожей на лампу Алладина. Но переставив соусницу к окну, на следующий день обнаружил призрака в том же месте и взирающего на меня с некоторым недоумением.
Первое время Ван Гог был статичен. Бездвижен и даже, казалось, немного подавлен своим присутствием в незнакомой квартире. Возможно, все дело было в безвкусном убранстве, наличии кота или вообще, в той временной и пространственной нише, куда его занесло не Бог весть каким оранжевым ветром, беспощадно сдувающим сельскую пыль с качающихся в поле подсолнухов.
В какой-то момент, мне стало казаться, что гению мало места в скудном пространстве между сервантом и велюровым креслом с облезшими подлокотниками, и я задвинул кресло глубоко в угол. Винсент одобрил мое решение и расплывчатым невесомым пальцем указал мне на стул. Я покорно сел. Призрак плавно, словно отполированная временем ладья по озерной глади, проскользнул мне за спину и, почувствовав легкий холодок у висков, я расслабился и закрыл глаза.
Это было похоже на просмотр цветного диафильма, только с ускоренным движением картинок, как в старом кино. В этой отчетливой и яркой спешке, я за несколько секунд увидел окрестности голландской деревушки Грот-Зюндерт, многодетную семью, почтенного пастора Теодора, немного отстраненную и усталую Анну Корнелию, мать будущего мастера. Обесцвеченными, тусклыми вагонами по рельсам памяти пронеслись мрачные картины детских интернатов, наполненные искренним отвращением ребенка к школьной системе. Затем переезд в Гаагу, Лондон, потом Франция.
Не знаю почему, но я вдруг заскучал от бесцветного и унылого однообразия событий, происходящих в жизни этого человека в то время. Он был вполне успешен, но как-то угнетающе пуст и потерян. Эти картины прошлого для меня были понятны и не так значимы, я хотел узнать другое, то, что будет открыто только мне. На грани интуиции, на кончиках пальцев.
Будто стараясь промотать невидимую пленку я машинально замотал головой. Передо мной пронесся факультет теологии в Амстердаме, совершенно не оставляющий следа в сознании. Дом его дядюшки Иоганнеса, преподавание закона Божьего для шахтеров Боринажа, неразделенная любовь, возвращение в родительский дом. Просматриваемые мною события стали сливаться, цепляясь друг за друга вязкой слюной неприятных воспоминаний, я почувствовал глубокую пустоту и искреннее страдания в его душе. Мне стало невыносимо смотреть и чувствовать все это, я вскочил со стула и ощутив дикую головную боль, потерял сознание. Когда очнулся призрака не было.
На следующий день он появился снова. Я привычно сел на стул и с вызовом посмотрел на Ван Гога.
На этот раз все было иначе и сложнее. Лишь только почувствовал знакомый холодок у висков, мгновенно испытал жесточайшее смятение, безумный хаос красок – охра, милори, марагд. Я увидел мастера, наносящего краски на холст дрожащими пальцами, искореженные мастихины были разбросаны на полу. Художник плакал, теряя тончайшее чувство вдохновения и самой идеи живописи, его болезненное чувство уязвимости и безумное желание творить, захлестнуло мое сознание, подтаскивая к горлу тошноту и рвущийся на волю крик. Мне стало понятно, что сейчас я значительно глубже, в более искренней акватории его воспоминаний. Я попытался сосредоточится, но все испортил. Такое не понимают логикой, это не подлежит систематизации. Меня накрыла какофония всех оттенков желтого, промелькнуло испуганное лицо Гогена, психиатрическая больница. На долю секунды я стал самим Ван Гогом, на мой неподготовленный рассудок обрушилось бессилие и тьма, чудовищная ранимость и опустошенность, вонь дешевых борделей, гонорея, запоздалое раскаяние и боль. Уставшее лицо брата Тео, невыносимость присутствия в этой реальности и самая обычная пуля, которую я, его руками, пустил себе в грудь.
Вынужденный мазохизм его ума я испытал на себе. Он был смелее всех, кого с ним можно было сравнить. Не взбалмошное самоубийство, но свойственное именно ему, неизбежное решение. Частный случай не подлежащий обсуждению и подведению к любой психологической доктрине.
Все это длилось не более трех секунд. Я упал на пол и меня вырвало. С трудом добравшись до кровати, не раздеваясь упал на покрывало и проспал по меньшей мере тридцать часов.
Больше призрак не появляется. Да я и не жду.
Бывая в различных музеях и стоя перед полотнами этого величайшего художника, я странным образом испытываю духовную общность пусть не с самим мастером, но со всем тем спектром эмоций, которыми со мной так осторожно поделился его призрак.
Однажды, глядя на «Красные виноградники в Арле», практически единственную картину, проданную при его жизни, я вдруг почувствовал жгучую боль в левой мочке уха и обернулся.
Зал был пуст.
Подробности о Ван Гоге сами по себе неплохи, только каждая из них уже не однажды интерпретирована, причём с разных точек зрения. Их, мне кажется, здесь не хватает, с остальным — лад.
|
Привет! Спасибо!
Да, думаю я тебя понял. С такого ракурса я не думал, если честно. Мне показалось это интересным, но не подумал, что это будет выглядеть, как «маскировка». Думаю, ты права. Следовало наверное уйти от жизни Ван Гога в свой сюжет. Блин, а я все не мог понять, что же меня смущает. Спасибо) |
Серёж, вот зачем пересказывать чью-то биографию?
в этом году читала рукописи одного конкурса, так вот там было довольно много авторов, которые писали типа повести для юных, но на самом деле пытались учить — вкладывать в головы читателей ценную информацию. такое чувство, что я читала параграфы учебников, или главы энциклопедий, или выдержки из справочников, замаскированные под художественную прозу. и всякий раз становилось неприятно, потому что это обман. да, можно основываться на фактах чьей-то биографии, но не так. художественная проза на то и художественная, она даёт возможность тонкого переживания, погружения, ощущений. а ты пошёл по пути перечисления фактов. понимаешь? |
«чья травмированная пропорция»
Красиво. « я вдруг заскучал от бесцветного и скучного» Ой. «Он был смелее всех, кого с ним можно было сравнить.» Проще бы. А почему герой не попробовал заговорить с призраком в первую же ночь? |
эксперимент, в том числе и по получению объективной критикиЗа что и любим ЛитКульт, за критику! :) Успехов! |
Привет!
Да, безусловно во многом вы правы. Конкретно эту работу править не буду, но на будущее буду помнить ваши замечания. Собственно этот текст, как и предыдущий, это эксперимент, в том числе и по получению объективной критики, которая поможет мне что-то понять и чему-то научиться. Именно поэтому так важны самые разные мнения и взгляды. Не для того чтобы всем угодить, но для того чтобы лучше писать. Так что большое спасибо! |
А мне очень не хватает сюжета. Вот этих банальных завязки, развития и кульминации. Я понимаю, понимаю мозгами, что автор хочет сказать, но нутром не чувствую этого. Я вынужден домысливать, но домысливать не о Ван Гоге, а о том, почему автор так написал о Ван Гоге, что, конечно, вторично.
Вы начинаете Первый раз увидел его семь месяцев назад. Ближе к полуночи.Факты. Очень конкретно и определенно. Потом эта конкретность вдруг проваливается в сон, в иллюзию, где уже почти ничего не важно. Как это важно, что всё случилось семь месяцев назад? А почему не восемь? Такие “ружья” лучше не развешивать без плана их использования. Потом. В какой-то момент, мне стало казаться, что гению мало места в скудном пространстве между сервантом и велюровым креслом с облезшими подлокотниками, и я задвинул кресло глубоко в угол. Винсент одобрил мое решение и расплывчатым невесомым пальцем указал мне на стул.Вот это — сюжет. Движение. Это можно увидеть и почувствовать, и таким образом проверить. К сожалению, дальнейшее повествование идёт в стиле потока авторского сознания, что абсолютно субъективно и скучно, несмотря ни на какую изысканность описаний. Передо мной пронесся факультет теологии в Амстердаме, совершенно не оставляющий следа в сознании. Дом его дядюшки Иоганнеса, преподавание закона Божьего для шахтеров БоринажаЕсли бы это было не рассказано, а показано, миниатюрой, простой мизансценой, кратким диалогом, вместо того, чтобы быть “потоком сознания”, для меня эффект был бы много существеннее. Вынужденный мазохизм его ума я испытал на себе. Он был смелее всех, кого с ним можно было сравнить.Ну, и финал, конечно, не убедил. Опять, ваше повествование, кажется, — слишком субъективно и нереципрокно, не проектируется на другие души. Оно как бы замкнуто внутри вас, как всякий сон, и едва ли может быть воспринят кем-то извне. В сторону от предыдущей моей ругани на ваш текст… Мне кажется, что у вас там какие-то другие мысли и события были, не рассказанные здесь. Что-то осталось за “бортом”. В итоге, вам ваша вещь понятна, а нам, кто за “бортом” — не очень. Может стоит расширить историю? Если я хоть как-то прав, конечно. |
Большое спасибо за полезный комментарий. Да, я понимаю о чем вы говорите и возможно я подумаю над тем, как изменить и сделать подачу интереснее. В данной миниатюре, мне показалось вполне уместным сделать именно так. У меня была мысль подать миниатюру по другим названием и вывести читателя на призрака иначе, более неожиданно. Но последующий разворот событий меня несколько сдержал. Впрочем, я не тороплюсь)) и возможно в следующей работе попробую по другому.
Ещё раз спасибо. |
Опять по первым фразам абзацев считывается сюжет.
Ещё ра объясняю — это Не плохо, но плохо то, что Вы даёте событие или виток истории, а поом уже начинаете его описывать, рассказывать. От этого порядка изложения теряется интересе. Не все готовы читать подробный разбор уже объявленного события. |