|
Здесь опубликованы все рассказы авторов ЛитКульта.
Для удобства пользования разделом доступны рубрики. Работы расположены в обратном хронологическом порядке.
708 |
Михаил проснулся в коридоре съемной однокомнатной квартиры, прямо на коробках с вещами. Закончилась эпопея с переездом, за полночь довезли оставшиеся вещи. Можно было заварить кофе и порадоваться выходному дню. Михаил прошел на кухню, попутно нащупав турку, сахарницу и прочие принадлежности. Заглянул в холодильник – вымытый, без запаха и практически без следов пребывания прежних жильцов, если не считать просроченный соевый соус, две головки чеснока и чье-то лицо на средней полке. Михаил удивился столь интимной принадлежности, но хозяевам звонить поленился. К тому же, своего лица у него никогда не было, только временная физиономия добропорядочного гражданина, которую он снял перед сном и забросил черт знает куда. А новое лицо соблазняло, оно лежало мышцами и нервными окончаниями наружу, на целлофановом пакете, кожа аккуратно расправлена. Михаил взял его в ладони, острожными подкапывающими движениями, будто это горсть мокрого снега, затем резко нырнул в него, растягивая во всех направлениях к затылку – вдоль скул, по лбу, на шее и подбородке. Подошел к зеркалу, проверил, не болтаются ли где лохмотья кожи, пощелкал зубами, погримасничал. Лицо принадлежало мужчине лет пятидесяти, с глубокими носогубными складками и довольно резкими, заостренными чертами. Село идеально. Оставалось только проверить реакцию на перепады температуры, в частности, на горячий кофе, на влажность. Не проявится ли аллергическая реакция. Но абсолютно никаких неудобств с лицом не возникло, оно попросту не ощущалось, как хорошие очки. Михаилу захотелось пройтись, так сказать, выгулять обновку. Но Михаил всегда предпочитал спортивный стиль в одежде, который к лицу не шел никак. К счастью, в шкафу осталось кое-что из хозяйского.
Михаил вышел на улицу в длинном, клеенчатом плаще на голое тело, хрустящих казаках со шпорами и с зонтом-тростью. Постукивая медным наконечником зонта по асфальту, Михаил направился в сторону продовольственного магазина, где купил литр темного разливного пива и упаковку докторской колбасы. Выложив продукты на ленту, Михаил встретился взглядом с молодой кассиршей, которая подмигнула ему сначала одним глазом, потом вторым, а затем попеременно – одним и другим.
- Как всегда, холодненького? – сказала кассирша. - А может быть, тепленького? А может быть даже, горяченького?
- Только пиво и колбаса, - сухо отрезал Михаил.
Засунув баклажку в левый наружный карман, а колбасу в правый, он пошел по направлению к высотному дому, на крышу, чтобы встретить хмурое, городское утро за нехитрой холостяцкой трапезой. На крыше он встретил двух девиц лет пятнадцати, которые лежали в чем мать родила на переносных креслах-шезлонгах. Увидев Михаила, девочки вскочили, схватились друг за дружку и начали дрожать.
- Здравствуйте, дяденька! – воскликнули в один голос девочки. - Мы две малолетние потаскушки. Точнее, нас таковыми считают родители, но мы не против. Мы загорали здесь в июле, в поисках приключений. А потом пришел ноябрь, и нам стало страшно возвращаться домой.
- Ныряйте сюда! – скомандовал Михаил, распахнув плащ. - Одна направо, другая налево. И чтоб ни звука. Прижмитесь ко мне покрепче и подтяните ноги. Так согреетесь. А там посмотрим. Кстати, меня зовут Михаил. А ваши имена мне безразличны. И будут безразличны до тех пор, пока не установится тесная связь межличностных взаимоотношений. Понятно?
- Да, Мишенька! – протянули девочки мышиным шепотом, уже из-под плаща.
Михаил захотел поскорее отнести девочек домой, накормить, напоить горячим какао и укутать в плед. А вот показаться романтиком не хотелось, поэтому с идеей попить пива на крыше пришлось проститься. Михаил снова оказался на пустынной улице и пошел в сторону своего съемного жилья. Но ему преградила дорогу большая собака неопределенной породы, которая сидела посреди пешеходной части с вопросительным выражением на морде. Михаил достал из кармана колбасу и протянул ее собаке. Собака взяла колбасу в пасть, одним глотательным движением проглотила ее вместе с упаковкой и продолжила вопросительно смотреть.
- Ты очень смирное животное, - сказал Михаил. - твоя смиренность обусловлена голодом и особым характером повиновения человеку. Но в моей власти наделить твою покорность красками счастья. Пойдем со мной.
- Хорошо, - сказала собака.
- Но в съемную квартиру с животными не стоит приходить. Поэтому лучше принять меры предосторожности, чтобы нас никто не увидел. Кстати, меня зовут Михаил. А твое имя мне безразлично. Точнее, мне лень его придумывать. Поэтому, ты будешь просто Собака.
- Хорошо, - сказала собака Собака.
Собака прижала уши, морда начала заостряться, а все тело вытянулось в лохматый трос, длиной метра два с лишним. Михаил присел, открыл рот пошире, и животное змеиным броском устремилось ему в глотку, по пищеводу, в желудок, где свернулось в несколько колец и затихло. Собака вызвала приятное чувство наполнения, и есть уже не хотелось.
Михаил шел и думал, как много изменилось за одно только хмурое утро. Он только хотел сменить место жительства, а вот он уже не один. И это осознание пришло естественно, без напряжения. Словно жить для кого-то – это так просто, что не требует никакой пугающей жертвы. И вот ты уже идешь в мыслях, как две девочки, сидящие за пазухой, будут поступать в институт. Как не забыть поесть, не для себя, а для собаки в животе. И как распорядиться новым лицом. Михаил шел и думал о том, что его новому миру нужна хозяйка, нужна женщина. Он начал искать ее внимательным взглядом повсюду. Заглядывал в подвалы, водосточные люки, в дупло раскидистого дуба и даже скворечник. Женщина встретилась на автобусной остановке. Она спала на скамье в рваном ватнике, от которого сильно пахло мочой. Явные следы многолетнего алкоголизма практически стерли признаки какой-либо половой принадлежности. И все же это была женщина.
- О, женщина! – сказал Михаил. - Приди в наш мир хозяйкой. Для двух девиц за пазухой, собаки в животе, для нового лица, и для меня. Приди и запрети нам все, кроме любви к тебе. Приди запретом на топтание плодово-ягодных культур и комнатных растений. Взойди рукою нервной над миром простыней, кастрюль, ночных горшков и крупяных изделий. Приди же, мы уже дрожим в матриархальном страхе.
- Пошел на хер! – женщина внезапно вскочила и вытянулась в подобие злобного суриката. - По! Шел! На! Хер!
С этими словами женщина свалилась со скамьи, упала лицом в асфальт, затихла и, кажется, умерла. Михаил осторожно потыкал ее медным наконечником зонта и понуро двинулся дальше. Оставалось только держать лицо, да и то не свое. Михаил дошел до набережной и стал наблюдать, как вдали исчезают теплоходы, как мерцают их призрачные огоньки.
- Не грусти, Миша! – сказала девица из-за пазухи. - Отказ женщины ценнее согласия. От согласия у мужчин растет живот и долги по квартплате. В отказе залог твоей молодости. Женщина придет однажды, но ты будешь выше, выше… Пока ты хороший, ты один.
- Услышь нас, Мишенька! – вторила другая. - Пока ты хороший, ты ничей. Пока ты смотришь так, почти по-детски, большими глазами. И в то же время, так настойчиво и смело, как свойственно мужчине. Ни одна не решиться тебя испортить…
- Пожалуйста, пойми! – перебивала первая. - Я чувствую бедром твой взгляд, он полон боли, он залог движения. Женщина вернется, не переживай, ты будешь выше. Ты будешь, как тяжелая ладонь на темя… Но пока хороший, ты один.
- Нет оправданий, - отрезал Михаил. - Мне отказали.
Михаил шел домой и не мог понять, отчего же мир, который только начал зарождаться внутри него, вдруг стал разрушаться, схлопываться. Что порочного было в нем, неадекватного реальности внешней, противоречащего ей? У Михаила не было ответа. Дойдя до дома и переступив порог квартиры, он не спешил высвобождать друзей наружу.
- Я понял, понял! - воскликнул Михаил. - Все не так. И не в хозяйке дело. И вы мне не друзья.
- Ты прав, - ответила девочка из-за пазухи. - Уже через пару месяцев совместного проживания, я обчищу твою квартиру и сбегу.
- А я, - продолжила другая девочка, - попытаюсь тебя совратить. А потом начну вымогать деньги, пугая судом за растление малолетней.
- А я, - вторила собака в животе, - буду любить тебя всегда. Но эта любовь не богаче любви нянечки в детском саду. Я буду любить тебя даже если ты признаешься, что изнасиловал и убил шестнадцать человек. Вряд ли в этом есть заслуга – твоя или моя. Я буду любить тебя даже тогда, когда обглодаю тебе лицо спящему. Не понимая даже, чье оно.
- Я понял, понял, - заключил Михаил. - Нам не хватает веры. Мы прокляты заранее, до срока. Мы прокляты самим развитием вещей. И я – не я. И даже это вот лицо – из холодильника казенного жилища. У нас с лицом порочный симбиоз, чудовищный и лживый, лицемерный. Друзья, нам не хватает веры. Покинем клеть! Отбросим тлен ролей бездарных, и в ночь! На старом мотороллере, другого нет у нас. По правде говоря, у нас и старого-то нет. Но что я говорю? Есть-нет. Старый-новый. Поехали, и без разговоров. Понятно?
- Понятно, - выдохнули две девицы и собака в животе.
Михаил покинул квартиру, закрыл дверь, выбросил ключи в мусоропровод и вышел из подъезда. Оглянувшись и посмотрев в окна, которые так и не успели стать для него родными, он вздохнул, присел на корточки и, сжав кулаки, вытянул руки перед собой.
- Оррроон-дон-дон! – скомандовал Михаил. – Трах-та-тах-та-тах!
- Крр-пи-пи-пи, - помогали ему девочки, сидя в плаще. – Крр-пи-пи-пи…
- Ррррр… ррррр… - медленно, но верно заводилась собачья спиралька.
Наконец, Михаил стал отрываться от земли и поплыл над двором, к перекрестку, над темнеющей улицей, над проезжей частью, но по всем правилам дорожного движения. Собака нащупала в животе имя хозяина в виде таблички с надписью «Михаил» и стала проталкивать его в пищевод. Михаил закашлялся и выплюнул имя на асфальт. От удара имя разбилось и пришло в полную негодность. И вот остался просто человек, который плыл, куда глаза глядят.
Так они летели. Безымянные, но счастливые. На стареньком мотороллере, которому и топливо было не нужно. На мотороллере, в который нужно просто верить.
Мы прекрасно знаем, что лучшие тексты порой превращаются в уродов, если автор начинает их допиливать. На примере своего творчества знаю, как это опасно — будить Пегаса от грёз, и заставлять его пахать облака.
В сущности Ксения настолько же права, насколько верна моя критика. Кстати, по содержанию — у меня как раз к нему основные претензии, но нельзя строить башню на зыбком песке — йобнется. У автора здесь как раз крутейшая идея, замешанная на, скажем так, муке. Разнородные ингредиенты и задача. Так вижу. Выскажусь шире, а там пусть автор думает) Спасибо! |
поясню — герой искал собственную турку в коробках на ощупь, по пути на кухню.— Михаил прошел на кухню, попутно нащупав турку, сахарницу и прочие принадлежности.— ниже уже было объяснение. что стилистика текста не соответствует самому тексту. От этого вся нескладуха. Рассказ Берроуза, который вам советую, вам отправлен дип-смской через Эдуарда. Если есть интерес, прочтите — там как раз то, что вам нужно: верное соотношение стилистики с задачей рассказа. У вас обычный переезд обычного Лг из какой-нить реалистической мистики) оборачивается психоделической «комедией», но оборачивается вопреки заложенной стилистике. Давайте я предположу, что вы начинали рассказ не так, не таким, каким в итоге написали. Вы начали писать одно, но оно стало совершенно другим. И это клёво. Просто надо понять, луковицу мы создаём, или яблоко, может банан? Надеюсь, вы меня понимаете: яблоку и банану не нужна шелуха, как луковице она необходима. Потому что, как верно подметила Ксения, в рассказе важны детали. Т. е. всё должно играть на сюжет и впечатление, а не от вольного бродить или валяться в тексте. Я вернусь к тексту в свои выходные. Мне он интересен. Если вы позволите… |
Интересно, что когда нечего сказать по содержанию, люди принимаются ковырять стилистику, причем не имея на то специальных знаний.Т.е. если содержание устраивает то стилистику трогать ни-ни? Хех. Интересная мысль от проф филолога. Прям показывает уровень вашей ненависти к Михаилу. О — объективность. А какие срецзнания нужно иметь чтобы понимать что " идти по направлению к чему-то" это швах? В тексте куча стилистических ошибок, отрицать это так же глупо как и отрицать, что это один из лучших текстов Игоря. Ты права в том что смешного в нем мало. Но поменьше мудачества, прошу! |
попутно находя (извлекая, собирая, доставая)Канцуха. Тогда уж, отыскав. И вообще — по отношению к этому фрагменту выявилось множество углов зрения. Чтобы сверить часы, поясню — герой искал собственную турку в коробках на ощупь, по пути на кухню. |
I need Ksenia Komarova.Я здесь :) если не считать просроченный соевый соус, две головки чеснока и чье-то лицо на средней полке.не считать + В.п. — семантика счёта не считать + Р.п. — семантика исключения С точки зрения литературной нормы, здесь нужен Р.п. Но мне нравится В.п. здесь, поскольку он 1) создает аномалию; 2) скрыто содержит идею счета; 3) позволяет не отвлекаться на форму в тот момент, когда важно содержание. Если править, то нужно убирать сам оборот. Михаил прошел на кухню, попутно нащупав турку, сахарницу и прочие принадлежности.Вопрос в том, чья была турка. Если Михаила, то нащупать на кухне он ее не мог — она наверняка была в коробке, нужно уточнение. Если турка принадлежала хозяевам квартиры, то деепричастие уместно. Человек в чужой квартире ведет себя, как слепой. Нормальный образ. Интересно, что когда нечего сказать по содержанию, люди принимаются ковырять стилистику, причем не имея на то специальных знаний. В большинстве случаев вреда больше, чем пользы. |
Не согласен. Не вижу смысла в разделении «нащупал-взял». Понятно же, зачем нащупал. Не для того, чтобы понюхать и положить на место. Если следовать вашей логике, я должен был расписать: нащупал, взял, донес, поставил.— логика в том, что чел спит на коробках, а потом по дороге на кухню (пять шагов) ловко всё для кофе собирает. Не верю. Вам нужно слово «находя». Это самое сложное место текста.— надо работать. Я, правда, так пару рассказиков забросила, потому что стилистически не в состоянии вырулить начало. Ну у вас всё написано. Попробуем): Михаил проснулся в коридоре съемной однокомнатной квартиры, прямо на коробках с вещами. Закончилась эпопея с переездом, за полночь довезли оставшиеся вещи. Теперь можно заварить кофе и порадоваться выходному дню. Михаил прошел на кухню, попутно находя (извлекая, собирая, доставая) турку, сахарницу и прочие принадлежности.— как? «Чье-то» задает равнодушный, отстраненный фон рассказчика. Это слово только обнаруживает присутствие, оно небрежно и лишено эмоции. То, что мне было нужно здесь.— у моего любимого Берроуза, в переводе, которого нет в сети, есть рассказ «Моё лицо». Вот его рассказ стилистически абсолютно равнодушен. Герой равнодушно занимается сексом, равнодушно вселяется в тело молодого любовника, равнодушно смотрит на мафию, пытающуюся отжать его изобретение. И при этом в тексте нет ни страх ни горечи. Лишь лёгкий флёр печали. А у вас с самого начала кто-то хочет кофия испить. Да ещё и переезд ночью. Т. е. читатель начинает сочувствовать Лг, а вы хотите, чтобы Лг был равнодушен. У вас логически наслоение сопереживание на равнодушие. От этого страдает текст. Если бы герой излучал равнодушие с самого начала, было бы круто. Рассказ ва лучшем переводе, которого нет в сети, могу через Эдуарда вам скинуть. Уай нот?— художник не чертёжник. О, да. Повторы это зло. С трудом их вижу.— это у всех бывает. Тут технически поможет любой онлайн-редактор с поиском «воды» (не пользуюсь)). Да ну. Не. Здесь опущено «далее/затем», перед запятой.— а зачем оно опущено?) Ну, да. Думал над этим, но подробности были опущены из-за лимита. Здесь можно добавить пару веских деталей. Ну, и плюс все те же натужные увязки по временам.— всегда плюйте на формат. Не корову проигрываете. Лучше написать классный текст и перед сдачей его кастрировать, чем родить изначально кастрата. Десяток, не меньше, моих текстов(идей) погиб из-за лимита. Написанное очень сложно расширять, хотя повторю: Некрасов, написав «Капитана Врунгеля», вынужден был сократить текст до подписи к картинкам, до комикса. А спустя годы уже из комикса воссоздать заново повесть. И это дало ему колоссальный опыт, как резать большое и как выращивать большое же из крошек. Продолжите дальше, и посоветуйте что-нибудь, если вам это интересно.— мне интересно. Будет выходноооой) |
Первые два наблюдения интересные. Они объясняют дискомфорт, связанный с приведенными фрагментами.
за полночь довезли оставшиеся вещиСогласен. Можно было заварить кофе и порадоваться выходному дню.Я долго не мог увязать времена и мне не удалось избежать швов. «Теперь» иллюзорно спасает положение, но соседство «теперь-было» еще более чудовищно, на мой взгляд. Это самое сложное место текста. Михаил прошел на кухню, попутно нащупав турку, сахарницу и прочие принадлежности.Не согласен. Не вижу смысла в разделении «нащупал-взял». Понятно же, зачем нащупал. Не для того, чтобы понюхать и положить на место. Если следовать вашей логике, я должен был расписать: нащупал, взял, донес, поставил. если не считать просроченный соевыйI need Ksenia Komarova. Плохо знать русская языка. Возможно, ваша правда. и чье-то лицо на средней полкеВот есть такой взгляд на вещи, не только у вас. Я смотрю иначе. Здесь не требуется описание, т.к. акцент на другом. «Чье-то» задает равнодушный, отстраненный фон рассказчика. Это слово только обнаруживает присутствие, оно небрежно и лишено эмоции. То, что мне было нужно здесь. носогубнымиУай нот? проверить реакцию на перепады температуры, в частности, на горячий кофе, на влажность. Не проявится ли аллергическая реакция.О, да. Повторы это зло. С трудом их вижу. он пошел по направлению к высотному дому, на крышу,Да ну. Не. Здесь опущено «далее/затем», перед запятой. чтобы встретить хмурое, городское утро за нехитрой холостяцкой трапезой.Ну, да. Думал над этим, но подробности были опущены из-за лимита. Здесь можно добавить пару веских деталей. Ну, и плюс все те же натужные увязки по временам. Продолжу дальше, и посоветую что-нибудь, если вам моё интересно.Продолжите дальше, и посоветуйте что-нибудь, если вам это интересно. |
за полночь довезли оставшиеся вещи— у вас здесь предлог берёт на себя двоякую функцию, и считывается как за половину ночи. Рекомендую поставить его на место: оставшиеся вещи довезли за полночь Можно было заварить кофе и порадоваться выходному дню.— может быть теперь? Теперь можно было заварить кофе и порадоваться выходному дню. А то сразу после ночи идёт выходной день. Михаил прошел на кухню, попутно нащупав турку, сахарницу и прочие принадлежности.— нащупав?) А зачем он щупает турку?) У вас разговорное слово не считывается. Гл на коробках спал, но идя на кухню не только всё для кофе нашел, но не взял, а просто нащупал. Понимаете? Диавол в деталях. Я за высшую стилистику. А она у многих хромоножка. если не считать просроченный соевый— просроченного соевого соуса (не считать). если не считать просроченный соевый соус, две головки чеснока и чье-то лицо на средней полке.— просроченного, двух головок, и чьего-то лица. и чье-то лицо на средней полке— вот тут у вас должна щёлкнуть и включится магия, но она не включается. Из-за чего? Из-за «чьё-то». Понимаете мою мысль? Лицо должно быть каким-то, т. е. не банально «чьё-то», понятно, что чьё-то, а не Лг. Но блин, сами подумайте: открыли вы холодильник, а там лицо. Наверное вы это опишете это лицо друзьям и сами подумаете не то, что это лицо банально чьё-то, а то, мужское оно или женское, и вообще простейшую логику включите: старое, молодое, белое или живое, как лежит, на что похоже. Еть или глаза и рот? Это всё мои имхи, но пожалуйста, отнеситесь к ним спокойно. носогубными— термин? проверить реакцию на перепады температуры, в частности, на горячий кофе, на влажность. Не проявится ли аллергическая реакция.— первую реакцию можно вычеркнуть. он пошел по направлению к высотному дому, на крышу,— пошел по направлению на крышу?) Направление можно убрать, пошел Лг к высокому дому с плоской крышей. чтобы встретить хмурое, городское утро за нехитрой холостяцкой трапезой.— Какое утро он встретить собирается, если в начале уже выходной день? Я к тому, что намёки — они должны быть. Инче текст разваливается на отрывки. Напиши вы как-то иначе в начале, что Лг проснулся рано. И впереди у него было всё утро и весь выходной день — цэ было бы круто. А сейчас тексту не хватает магии: сумрака, холода, ноября — т. е. банального, но классного антуража. Продолжу дальше, и посоветую что-нибудь, если вам моё интересно. |
Текст соответствует условиям его написания. Я болел ковидом, а лечился алкоголем. Мне было плохо, весело и странно.
Я всегда очень жду тебя в своей писанине. Почти по-детски. |
Рассказ написан гротескно и, видимо, предполагал комическое, но мне с каждой строчкой было все страшнее и страшнее. Это беспредельно грустный текст. Местами даже жуткий. Он может быть смешным, только если читать его бегло. Стоит хоть где-то остановится, и вязкая грязь гнилого бытия потянет ноги вниз.
Но это хорошо. Это единственное, что, возможно, верно. |
Уважаемый Ротилла!
У вас проза как стихи. Над аристотелевской логикой у вас довлеет гомеровская образность. Это замечательно. Но стихи бегут речкою — доле. А проза возрастает — горе. Успехов! |
Ну так может поработать над этими неловкостями?
Могу помочь. И, собственно, что плохого в коллективной работе над интересным текстом? |
"- Я понял, понял, — заключил Михаил. — Нам не хватает веры. Мы прокляты заранее, до срока. Мы прокляты самим развитием вещей. И я – не я. И даже это вот лицо – из холодильника казенного жилища. У нас с лицом порочный симбиоз, чудовищный и лживый, лицемерный. Друзья, нам не хватает веры. Покинем клеть! Отбросим тлен ролей бездарных, и в ночь! На старом мотороллере, другого нет у нас. По правде говоря, у нас и старого-то нет. Но что я говорю? Есть-нет. Старый-новый. Поехали, и без разговоров. Понятно?"
Этот отрывок нарочно ритмизирован?) Приятный рассказ. Для меня он говорит о главном — о воображении. Но не об упоротости, нет. Однако, можно ещё поработать над деталями, вроде этой: ," одним глотательным движением проглотила" |