|
Здесь опубликованы все рассказы авторов ЛитКульта.
Для удобства пользования разделом доступны рубрики. Работы расположены в обратном хронологическом порядке.
220 |
Темнота сама пугливая. Днём прячется на старых чердаках, в холодных кладовках, в непролазных зарослях ежевики. Но она точно здесь, в городе. Стоит зажечься уличным фонарям и окнам в квартирах, куда возвращаются после рабочей смены усталые взрослые, её, темноту, становится видно.
С темнотой Мара долго не дружила. Боялась её. Важно было нырнуть под одеяло и заснуть до того, как родители щёлкнут выключателем. Но чем сильнее Мара старалась заснуть, тем хуже у неё это получалось. В темноте стены раздвигались, а предметы оживали. Это была своя, отдельная жизнь, о которой взрослым не расскажешь. И Мара страшно обрадовалась, когда в какой-то тонкой книжке на первой же странице прочла про таинственных существ на подоконнике в спальне детсада-пятидневки. Днём это были кактусы.
- Вот, - подумалось Маре: - я не одна это вижу. Этот мальчик из книжки. Ладно, кто поверит ребёнку! Но человек, который книжку написал, — он ведь взрослый?
Кактусы, впрочем, не так страшны. А вот однажды Мара увидела склонившуюся над спящей мамой безобразную белую старуху, белую сплошь — как простыни, которые мама кипятила в выварке, проворачивая большими деревянными щипцами, подсинивала и крахмалила. На это уходило всё воскресенье — единственный мамин выходной. Как мама умудрялась оставаться красивой!
Мара хотела крикнуть, разбудить маму, чтобы она вскочила и убежала, но не вышло - не могла открыть рта, как будто его намазали столярным клеем. Как-то они попробовали лизнуть клей — язык защипало, и детвора решила, что прозрачная смола, выступавшая по весне на деревьях — янтарная на абрикосах и красноватая — на вишнях — куда лучше. Её и жевали, пока она совсем не смыливалась тающим киселём во рту.
Мара крепко зажмурила глаза и не дышала под одеялом — только так она могла прогнать старуху. И беззвучно плакала, чувствуя себя предательницей — мама оставалась в другой комнате, совершенно беззащитная. Отец тоже спал.
Просыпалась Мара от жаркого солнечного зайчика на щеке — если не надо в школу, и от маминой тёплой ладони, если был будний день. Счастье снова увидеть маму — живую, невредимую и даже уже умытую и красиво причёсанную — оглушало девочку.
Но вот сквозь сияние утра — естественное в солнечную пору, либо электрическое невыспавшимся зимним днём — к Маре пробивался голос мамы, затем подползали поздороваться разные звуки: если зима — потрескивание поленьев в белённой печи, хруст наста под окном, в другое время, особенно, если распахнуты окна, - птичий ор, шуршание шин, погромыхивание и лязг работающих механизмов в порту, изредка — тарахтение лопастей вертолёта над двором.
С летней кухни (летняя, потому что стоит отдельно, нужно пробежать через двор, а готовили в ней и зимой) тянет жареной рыбой (бабушка, когда не больна, готовит каждый день, свежее).
Мара представила хрустящую корочку и сочную, истекающую маслом мякоть. Что на гарнир? Хоть бы пюре! Макароны Мара есть не станет. И, конечно, она вытребует помидор из трёхлитрового баллона — острый, пряный, «газированный», говорила Мара, она не знала, как назвать этот вкус. Так катать помидоры могла только бабушка.)
День мог быть наполнен чем угодно. Мара ждала вечера — придёт мама, пахнущая лесным ландышем — это её любимые духи. Позже появится отец — один или с весёлой компанией. Заглянет со своей половины бабушка, заберёт Мару смотреть телевизор. После некоторых фильмов ночная темнота становилась ещё опаснее. Так случилось, когда казнили младшую дочь Короля Лира, и несчастный впавший в безумие отец нёс бездыханное тело по крепостному валу (но, может, Мара путает детали, ведь она то и дело выбегала из комнаты и пережидала страшные сцены за белой тяжёлой дверью. Однако от звуков девочка не могла спастись.). Может, в ту ночь она и увидела старуху над безмятежно спавшей мамой?
Чтобы не слышать пугающих звуков, Мара колотит в коридоре на столе грецкие орехи. Запускает руку в мешки, стоящие рядом с АоГВ (на бабушкиной половине уже есть газ), выуживает орехи, сколько уместится в горсти: мелких три, крупных — два. Из ящика стола достаёт щипцы, тяжёлые, с выемками для пальцев, холодящие кожу ладоней металлом. Осколок скорлупки впивается ей под ноготь большого пальца. С перерывами в процедуре, мучаясь, Мара достаёт его. Но, кажется, осталась жёсткая перегородка, разделяющая морщинистые половинки ядра. Нет, взрослым она показывать не будет. Чего доброго, поведут к врачу.
На подоконнике алоэ. Мара отламывает кусок: под плотной кожей побега - ярко-зелёная мармеладная мякоть. Мара надевает прохладный колпачок на верхушку пальца — алоэ всё вытянет. Надо потерпеть пару дней. Сверху Мара повязывает клочок марли.
Через несколько дней Мара после занятий сидит на тахте в бабушкиной комнате, бабушка куда-то ушла. Это и хорошо, иначе она запричитает, схватит девчонку за руку и отведёт к соседке-медсестре. Мара не терпит медицинских манипуляций, даже зубы она удаляет сама, безжалостно расшатывая их языком. Сейчас она выдавит, наконец, почерневшую занозу из распухшего пальца. Пульсирующая, выталкивающая боль - и девчонки в классе сказали, что палец отгниёт.
У Мары темнеет в глазах. Дед оштукатурил стены комнаты в жёлтый цвет, пустив бордюром бронзовые кленовые листья через трафарет. Обивка кресел тоже радостно-жёлтая. Массивный трёхдверный шкаф с зеркалом во весь рост посередине — золотистого дерева, вся обстановка наполняет комнату светом, которого на этой половине, окнами на запад, маловато в течение дня. И вся эта весёлая палитра лета: пляжного песка и выжженной июльским солнцем травы — разом меркнет, уступая сиреневым сумеркам в глазах девочки.
- Мара, Мара, - слышит она прямо над собой обеспокоенный бабушкин голос.
Я рада, что вы так внимательно читаете.
И очень рада, что вы угадали интонацию здесь: [Темнота сама пугливая.] — Так и слышится в этом возглас обиды: Сама такая! Именно так и замышлялось. В этом отрывке (я ещё не решила, будет ли это цикл рассказиков или повестюшка) здесь совсем девочка, учится в начальной школе. Для неёё темнота — вызов, как и другие её страхи (например, она боится чужих прикосновений — поэтому отторжение медицинских манипуляций). На темноту она обижена ( в детстве весь мир, включая абстракции и понятия, оживлён и одушевлён) и уличает противницу, в том, что она и сама всего боится, прячется. Далее, про прятки. Смысл в короткой зарисовке. Я насыщаю текст образами, картинками, звуками, переживаниями. Такими, каковы они в восприятии маленькой ГГ. Да, для девочки, которая только ищет ответы на вопросы, кто она, и сталкивается с тем, что другие воспринимают её иначе, нежели она сама о себе понимает, действительно страшная радость — найти кого-то, кто мыслит и ощущает созвучно с ней. Я (то есть выросшая, повзрослевшая и даже постаревшая Мара) и до сих пор считаю, что главное в литературе (и музыке, допустим) — возможность соотнесения себя с другими и нахождения «своих». Внимательно прочла предложенные вами альтернативные фрагменты текста. Они мне кажутся хрестоматийными. Я так не хочу. Ибо это будет уже совсем другой автор. Ещё раз спасибо за внимание к моему тексту. |
Приятно общаться с отзывчивым автором) Но, прошу прощения, судя по ответу, я не совсем ясно сформулировал свою мысль. Поясню. Вот некоторые места в тексте, на мой взгляд, стоящие внимания.
[Темнота сама пугливая.] — Так и слышится в этом возглас обиды: Сама такая! [Днём прячется на старых чердаках, в холодных кладовках, в непролазных зарослях ежевики. Но она точно здесь, в городе.] — в первом предложении утверждение: здесь, хоть и прячется. Во втором противопоставление с утверждением и уточнением: но точно здесь. Какой в этот смысл? /И темнота испытывает страх. Днём прячется на старых чердаках, в холодных кладовках, в непролазных зарослях ежевики. Но стоит зажечься уличным фонарям и окнам в квартирах, куда возвращаются после рабочей смены усталые взрослые, её становится видно. С темнотой Мара долго не дружила. Боялась./ — например так. [И Мара страшно обрадовалась, когда в какой-то тонкой книжке на первой же странице прочла про таинственных существ] — страшно обрадовалась… [- Вот, — подумалось Маре: — я не одна это вижу. Этот мальчик из книжки.] — и это вся страшная радость? /Пульсирующая, выталкивающая боль. Девчонки в классе сказали: — Эх ты, темнота! Палец же отгниёт. — можно акцентировать ещё одно значение темноты/ Это часть из того, что бросается в глаза читателю. Но можно всё оставить как есть. Как вам, Марина, будет угодно. |
Темнота друг молодёжи. Или взрослых? Ай, да ладно, не важно… Главное, что её, темноты, то есть, в конце как не бывало. Но здесь точно есть палец. Он совершает разные манипуляции. Не люблю непонятные манипуляции пальцем. Однако он, палец, большой. Хорошо хоть не средний!))
В общем, здесь есть над чем поработать на досуге ночью, лежа под одеялом с включенным фонариком на телефоне. |
Палец здесь не ради динамики. Не люблю движ. Люблю громоздкие повествования. Мне в них уютно.
Спасибо, что читаете. |
Написано хорошо, язык тяжеловат, рефлексия взрослого о событиях детства. Не для детей.
Развитие текста угадывается, предсказуемо для любого такого образа и, кажется, автор понял эту громоздкую повествовательность и решил добавить динамики с пальцем. Получилось так себе… |
Так катать помидоры могла только бабушка.
могла и ниже День мог быть наполнен чем угодно мог одно бы убрать С перерывами в процедуре, мучаясь,канцелярит можно его совсем пропустит\ медицинских манипуляций, тоже может медицинских вмешательств? поспокойнее |
критика again
я примерно представляю, что таки надо критиковать. Рассказ — это то, чем вы покормили читателя. Он пришел к вам — дайте поесть. На. Ешь. Вот тут все дела и начинаются. Нужно чем-то авторский эмоциональный фон разбавлять. Алик, да не в обиду, написал чепуховый разбор. Но так все пишут Подумайте о фоне. |
Спасибо, что внимательно читаете. Я тоже внимательно прочла ваш отзыв.
Попробую прояснить некоторые моменты. В этом рассказе темнота — антагонист героини. Девочка боится темноты, но и САМА темнота тоже пугливая. Темнота (как понятие неисчислимое) может быть одновременно всюду, где найдёт укромное местечко: и на старых чердаках, и в холодных кладовках, и в непролазных зарослях ежевики. Не вижу противоречия — если быстренько ЗАСНУТЬ (а под одеялом, когда ещё не погашен верхний свет, это сделать быстрее), то темнота уже не страшна. «Стоит зажечься уличным фонарям и окнам в квартирах, куда возвращаются после рабочей смены усталые взрослые, её, темноту, становится видно». Обращу ваше внимание на то, что от первого упоминания темноты это слово отстоит на три предложения и здесь, в четвёртом, слово «темнота» появляется вновь как уточнение к местоимению «её», а не наоборот. Такая конструкция фразы выбрана мной осознанно и намеренно. Как правило, в моих текстах слова подчиняются несгибаемой воле автора, не смея ему перечить.) Ещё раз спасибо за внимание и добрые пожелания. Вам того же, Alik. |
Как обычный читатель написал критический отзыв по тексту. Так как вы попросили критику:
Темнота сама ( лучше без — сама, чем меньше местоимений, тем лучше и красивее текст) пугливая. Днём прячется на старых чердаках, в холодных кладовках, в непролазных зарослях ежевики. (Темнота не может одновременно прятаться в нескольких местах. Темнота может быть или здесь или, например, в кладовке. После смены усталые взрослые, её, темноту, становится видно. (Местоимение ЕЁ не нужно, так дальше по тексту оно повторяется. разрушает ритм и красоту текста). Боялась её. Важно было нырнуть под одеяло и заснуть до того, как родители щёлкнут выключателем.(Под одеялом темнота, а Мара накрылась одеялом, значит, небоялась. Считаю это противоречием в тексте). Думаю, что Ваш текст слишком обогащённый, то есть присутствуют слова, без которых при написании рассказа можно обойтись. Удачи. |
Мне понравилось, отдельными моментами всплыли детские воспоминания, о которых и думать забыла)
Мне кажется, что многовато тире. Можно где-то на короткие предложения «нарезать», а где-то просто запятой обойтись, например. « выуживает орехи, сколько уместится в горсти: мелких три, крупных — два. Из ящика стола достаёт щипцы, тяжёлые, с выемками для пальцев, холодящие кожу ладоней металлом. Осколок скорлупки впивается ей под ноготь большого пальца. С перерывами в процедуре, мучаясь, Мара достаёт его. Но, кажется, осталась жёсткая перегородка, разделяющая морщинистые половинки ядра. Нет, взрослым она показывать не будет. Чего доброго, поведут к врачу» — классно! И про алоэ тоже очень!) |