|
Здесь опубликованы все рассказы авторов ЛитКульта.
Для удобства пользования разделом доступны рубрики. Работы расположены в обратном хронологическом порядке.
531 |
Стихи полагалось читать полузадушенным голосом, чтобы слова медленно поднимались из грудной клетки и спархивали с губ этими… снежными птицами. Освобождёнными туманными облачками, будто на морозе дышишь. И выражение лица такое, знаете, вроде колит обострился, но любовь к искусству побеждает боль. Одухотворённое страдание.
Тамара Александровна снова и снова становилась в балетную позицию (пятки вместе, носки врозь, спина прямая, подбородок поднят, руки опущены, но трепетны), устремляла взор на потолочную лампу и подавала пример. Потом замогильно повторяла, что её ученики в любых конкурсах побеждали, потому что читали правильно, и только Мила выплёвывает крокодилов. На самом деле Мила выплёвывала Маяковского, то есть его битые строчки, которые дерут горло и упираются в зубы. С Маяковским не до томности. А Тамара Александровна плавно вела рукой и через тяжкий вздох умоляла: мягче, Милана, мягче. Мила пыталась. Честно пыталась скруглять нескругляемое. Но без толку.
Начнём с того, что вот эта танцевальная поза Миле категорически не подходила. Тамара Александровна худая, с внутренним надломом, нервная шаль на острых плечах и всё такое. А Мила – крепко сбитые метр семьдесят, щёки как яблоки, руки под баскетбольный мяч заточены. Потом - голос. У Милы он низкий и слишком конкретный, исключительно по делу. Ну и вкус. Невоспитуемый! Маяковский и всё тут!
- Это невыносимо, - в конце концов сдалась Тамара Александровна. – Мне очень жаль, но от конкурса вам придётся отказаться.
Мила бы с радостью отказалась, но тогда и пятёрка по литературе уплывёт в голубые дали. А Миле она нужна, просто необходима, ведь по всем остальным предметам выходят именно пятёрки. И чтобы её получить, надо задобрить Тамару Александровну, позаниматься дополнительно, вдохновенно отыграть преданность Слову, и, самое неприятное, пережить городской конкурс чтецов – унылое сборище в Краеведческом музее, куда Миле придётся топать в белой блузке и чёрной юбке, а там стоять перед всеми прилизанным убожеством и блеять стишки. Маяковского хотя бы не поблеешь - слабое, но утешение.
Мила слезливо заморгала, выдохнула: «Нет… пожалуйста», для верности чуть покачнулась и схватилась за край парты.
- Вот! Вот видите! – обрадовалась Тамара Александровна. – Подлинные чувства, они у вас есть! Просто спрятаны, их нужно выпустить, понимаете?
- Да, понимаю, конечно, - пробормотала Мила.
- Но Маяковский для этого не подходит. Совершенно! Давайте, знаете что? Давайте не будем упорствовать, а попробуем Александра Сергеевича?
На самом деле это был не вопрос, а уже принятое решение. Мила подняла голову, упёрлась взглядом в портрет с бакенбардами (какой несимпатичный тип) и, ещё на что-то надеясь, уточнила:
- Пушкина?
- Пушкина! – торжественно подтвердила Тамара Александровна.
Он ведь жуткая попса! – почти воскликнула Мила. Но только почти.
Мама ясно дала понять, что не потерпит беспорядка в аттестате, что в нём необходима полная гармония. А Мила – боец и спортсменка, поэтому легко справится, это вопрос принципа и здравого смысла. И хотя та же мама характеризовала творчество Александра Сергеевича как «вакханки с лоханками», называла Онегина стервоидом, и в целом «наше всё» не уважала, Миле она не посочувствует. Скажет только: «А в чём проблема?».
Действительно, в чём? Выучишь что-нибудь попроще, сначала изобразишь кислородное голодание, к середине окрепнешь голосом, потрясёшь растопыренными пальцами, устанешь от бурных эмоций, прошепчешь в муках последнюю строчку, и всё, гуляй. Схема проста, осталось реализовать. И выбрать бессмертное произведение. Тамара Александровна своё мнение навязывать не стала, ведь творческая свобода личности неприкосновенна. Предложила Миле взять стихотворение по душе. Справитесь? Вот и замечательно!
Не буду, - решила Мила. Не хочу, не могу, тошнит! Четвёрка – не трагедия, а вполне приличная отметка, маме придётся смириться. Ну что она сделает, что? Отберёт карманные деньги? Они на карточке. Отречётся от дочери? Запасной у неё нет. Лишит наследства – бабушкиного хрусталя и старой дачи типа домика трёх поросят? Да на здоровье. В общем, простите и прощайте, Александр Сергеевич, у нас нет будущего, точнее, у вас нет, увы-увы.
Мила вырвалась на улицу, жадно глотнула холодного воздуха и почувствовала как распрямляется спина. Вот уж действительно гора с плеч. Куртку застёгивать не стала, побежала к остановке как есть – нараспашку, без шапки и перчаток, раскрасневшись от потаённого восторга. Подошвы словно пружинили, мышцы радостно предчувствовали тренировку. Потом можно с девчонками в кофейню заглянуть. Или вместо кофейни в кино? По Пушкинской карте. Стоп, никакого Пушкина.
Но он уже влез в голову. Пушкин-Пушкин, где же кружка… я вас любил, голубка дряхлая моя… то как зверь она завоет, то заплачет как дитя. Мила достала наушники, открыла плейлист и запустила трек про плохих парней. Отлично!
Она покачивалась в автобусе, держась за поручень, и шевелила губами, беззвучно подпевая. За окном тянулся спальный район, серенький, зимний. Одинаковые многоэтажки, изредка – вывеска гастронома или шаурмичной, грязный снег вдоль обочины, перекрёсток, сквер, памятник Пушкину. Памятник и памятник, все они одинаковые. Миллион раз его видела, вообще перестала замечать, а сейчас почему-то заметила. Мила отвернулась, принялась разглядывать других пассажиров. Все такие надутые в оверсайзовых пуховиках, сардельки на верёвочках, одни носы из шарфов торчат и те к экранам телефонов опущены. Не на что смотреть. Мила вздохнула, уткнулась в свой телефон. Лента развернулась чередой ярких картинок: котики, котики, рецепт печенья, тест «кем вы были в прошлой жизни» и… «Какая ты дура, мой ангел! А.С. Пушкин». Чего?!
Потом было граффити на стене старого ДК: «Цой жив», и ниже: «Пушкин жив не хуже Цоя». Рекламная растяжка у входа в районную библиотеку «Я/Мы Пушкин». На светофоре к Миле подошла девица в необъятном пальто из чебурашки и с розовыми прядками, торчащими из-под шапки. Надпись на её сумке гласила: «Он сделает!», и оттиск знакомого поэтического профиля. Улица Пушкина. Хриплая песня из раскрытого окна заляпанной грязью приоры: «Ах, Александр Сергеевич, милый, ну что же вы нам ничего не сказали…». Окрик с другой стороны дороги: «Саша! Саша, погоди, я с тобой!».
«Это проклятье, - думала Мила. – Сглаз, порча». Правда в спортзале расслабилась, почти забыла. Мяч гулко ударялся об пол, девчонки вскрикивали, запахи пота, дезодорантов, резины и старых матов смешались в нечто привычное и приятное, мысли ускорились, превратились в отрывистые команды, а тело стало совершенным, гибким, сильным. И длилось это блаженство ровно до тех пор, пока тренер не выкрикнула: «Астафьева! Портнову Пушкин за тебя прикроет?!»
Из кофейни Мила ушла сразу. Не вынесла вида бакенбардов баристы. Вероятно, именно этот смуглый кудрявый бариста стал последней каплей.
Дома Мила с полчаса пострадала, не находя себе места и мысленно повторяя «Пушкин уходи», поняла, что не уйдёт, смирилась, открыла ноутбук, вбила в поисковую строку «все стихи Пушкина». Интернет радостно вывалил на неё тонну ссылок. С комментариями. С картинками. С цитатами из писем. Мила читала, и не замечала, как призрак Александра Сергеевича обретает чёткость и плотность, а ближе к полуночи садится рядом и тихонечко вздыхает под скрип колёсика мышки. Покажи Наташу, - просит он. Наташа, мы всё уронили, - бормочет Мила. Уронили наше всё, - соглашается Пушкин.
У Наташи волосы спиральками вдоль лица и длинная шея. Наташа едет домой после бала в промёрзшей карете, а Пушкин навстречу и мимо, на берег Чёрной речки. Они не видят друг друга в морозных рассветных сумерках. Руки зябнут и внутри холодно. Кто предавал, тот предан. Мила безголосо кричит, вязнет в глубоком снегу, загребает его ногами, быстрее-быстрее, но не может добежать, как во всяком кошмаре. Тонкие тёмные силуэты вдалеке словно акварельные потёки на зернистой бумаге. Стойте! Я вам морошки принесла! Моро-о-ошки! Принесла-а-а! Стелется сизый пороховой дым, летят туманные облачка с губ, срываются в низкое тяжёлое небо белыми птицами. Саша! Саша, погоди, туда нельзя! Пищит светофор на перекрёстке, мигает красным. У Наташи розовые прядки и длинные серьги. Пушкин белозубо улыбается и сыплет корицу на душистую кофейную пенку. Тамара Александровна, я ничего не выучила. Но знаете, я долго читала. Знаете, я думаю, они ему отомстили за все подлости с женщинами и гадкие эпиграммы, подстроили дуэль, когда он изменился, стал лучше, когда не хотел умирать. Или он хотел? А Дантес знал, что помогает им? А Наташа понимала, что происходит? И ещё сестра её, она ведь любила Дантеса, а другая – Пушкина. Зачем они так? Зачем интриги, тайные свидания, пустые разговоры? А сам Пушкин понимал, как вы думаете? Но он предчувствовал, я уверена. И мне почему-то их всех жалко, а вам?
Холодно. Чёрная речка и правда чёрная подо льдом.
Ах, Тамара Александровна, милая, ну что же вы нам ничего не сказали?..
Кстати, очень точно подмечено: общество со школьной скамьи выдавливает из нас feelings, уооооо, feelings.
|
привет!
Вдруг это не ситуативный прогиб, а реальный интерес и переосмысление?да, именно это я и хотела показать. есть мнение, что личность автора отдельно, а его тексты — отдельно, но мой опыт показывает, что работает всё как раз наоборот. крайне сложно заинтересовать человека, и особенно человека юного, голой поэзией. необходимо очеловечивание автора и да, сопереживание ему. а что такое Пушкин? нечто навязчивое (бесконечно навязываемое) и скучное, пока за тяжеловесными виршами не появится человек — живой, интересный, сложный. как-то так. И финальный вопрос к педагогам — это тот вопрос, который для меня важен. спасибо!!! |
Это очень крутой текст. И если здесь собрались творческие люди, которые хотят учиться и расти — то вот! Читайте.
|
Привет)
Я не согласен с Тимуром относительно финала. Так хоть характер показала, честная, прямолинейная, по-своему лиричная, как и МаяковскийЯ понимаю и принимаю такое мнение, но такая позиция напоминает попытку дописать героиню за автора) И, кстати, чем плоха такая трансформация? Если речь про предсказуемость кульминации, то первичный образ девочки: А Мила – крепко сбитые метр семьдесят, щёки как яблоки, руки под баскетбольный мяч заточены. Потом — голос. У Милы он низкий и слишком конкретный, исключительно по делу. Ну и вкус. Невоспитуемый! Маяковский и всё тут!уже наводилась на мысль о таком финале) и это совсем не плохо. Вдруг это не ситуативный прогиб, а реальный интерес и переосмысление? Очень хороший текст, спасибо. Холодно. Чёрная речка и правда чёрная подо льдом.Здорово. |
Читается на одном дыхании.
Милана как раз в финале побросала понты, даже понтики, и раскрылась именно человеком. Если бы не так, а как пишет Тимур — сдалась её настоящая часть, если бы антипушкинизм имел хоть какое-то обоснование, думаю, русская культура не заслуживала бы ни малейшей жалости. |
Ну… дело авторское. Мила мне в конце перестала нравится. Так хоть характер показала, честная, прямолинейная, по-своему лиричная, как и Маяковский, а в конце — обычная наша школьница, которая после школы пойдет работать кассиром в «Пятёрочку».
Впрочем, мастерство изображения это не отменяет, спасибо |
о, спасибо большое!
но насчет финала не соглашусь. тут очень важно, что ничего не сказали, собственно, в этом и суть. и подлинность. если сделать иначе, то рассказ будет уже о другом. не хуже, не лучше, а другой рассказ |
Вот хорошее, долой нон-фикшн с беллетристикой
Замечательные художественные описания, всюду полутона, наслаждение. Финал, правда, предугаданный. Он слишком очевидный уже с начала автобусного «сопротивления», а после баристы стало окончательно ясно, чем закончится. Однако предугадданный финал не означает, что рассказ не удался. Просто нужно в конце не сиропное сожаление о Тамаре Александровне, а что-то, связанное с характером Милы, например, чтобы она в конце сказала: «И не зря у Маяковского, после смерти на стоять бы рядом, вы на п, а я на эм». Как-то так:) |
тот случай, когда читаешь отзыв и думаешь: фигасе, вот что я, оказывается, сделала.
чертовски приятно, спасибо! |
ага. здесь должна быть близка сама тема. потому что языковые средства не банальные, интересные. Эмоциональные пики подчеркнуты рандомными полуметафорами. Остальное — дело вкуса.
Однако, как по мне — тут не хватает псевдо-реализма. Тут — авторское нервное пространство. При чем, да, написанное квалифицированно. И, тем не менее, жизненное тут есть. Но можно поставить даже и пятерочку, А Миле она нужна, просто необходима, ведь по всем остальным предметам выходят именно пятёрки. Вот. Для Милы. |