|
Здесь опубликованы все рассказы авторов ЛитКульта.
Для удобства пользования разделом доступны рубрики. Работы расположены в обратном хронологическом порядке.
239 |
Те, кто не ограничились просмотром фильма «Троя», помнят из гомеровского текста Илиады, каким был Ахилл: сильным, ловким, бесстрашным и безгранично жестоким эгоистом. Но так случилось, кого ни спроси, образ Патрокла, друга Ахилла, отчего-то предстает перед нами исполненным воинского благородства и геройской жертвенности. Виной этому поверхностному взгляду, возможно, средняя школа, в которой все на свете изучали тезисно. Наши-немцы, греки-персы, хорошие-плохие, герои-трусы, и т.п. Где-то еще помогли Александр Македонский с Гефестионом своим подражание Илиаде, о чем было написано много древних и современных книжек.
Однако обратимся к исходному тексту поэтического повествования о древней бойне у ворот Илиона. Показываю в русском переводе, но можно не сомневаться – никого передергивания нет: на древнегреческом, английском, французском…все то же самое, без изъяна. Патрокл в 16 главе не только безжалостно убивает врагов, не только повергает их с яростью, что для боя дело естественное, но он – глумится над ними. Глумится, насмехается, издевается – то есть ведет себя не как герой. Подобного факта именно недостойного воина глумления я не встретил на страницах Илиады ни у кого другого. Свирепость, беспощадность, зверство, бахвальство – да, сколько угодно, но не оскорбительное, недостойное поведение, не унижение павших
Итак, текст.
Глава 16 Патроклия
Не промахнулся могучий Патрокл. Кебриону, вознице
Гектора…камнем зубристым
Прямо в лоб он попал….
…не выдержал череп удара,
Весь раскололся; упали на землю глаза Кебриона…
…Над Кебрионом смеясь, сказал ты, Патрокл конеборец:
"Право же, как человек этот легок! Как ловко ныряет!
Если бы на море, рыбой обильном, он вдруг очутился,
Многих сумел бы насытить он, устриц ища, для которых
Прыгал бы в море с судна, как бы ни было море сердито,
Так же легко, как и здесь, на земле, он нырнул с колесницы!"
Кто бы подумал, что есть водолазы и между троянцев!"
Так промолвивши, бросился он к Кебриону герою
Бурный, как лев разъяренный, который, загон истребляя,
В грудь стрелой поражен, и бесстрашием сам себя губит.
Так же и ты, Патрокл, на убитого кинулся жадно.
Как видим, вдоволь гопнически насмеявшись над мертвым врагом, Патрокл стал истязать еще и труп его.
Что хотел этим показать Гомер? Бог весть. Что друзья героев героям не чета, что когда допускаешь к бою «прислугу», то разница сразу бросается в глаза? Это я наспех додумываю. Не знаю. Но факт очевидный: Патрокл выставлен Гомером в самом неприглядном виде.
А может, Гомер хотел сказать, что и герои такие же, но об их варварском поведении он высказаться не мог, зато отыгрался на людях второстепенных?
Читаю «Соляной бунт» Павла Васильева.
Он Устюжаниным крикнул: - Ишь,
Какая выдалась
Работа, брат!
Как ты здесь
С киргизом наговоришь?
Бьёшь его
По темени -
Не умират!.. -
Федька Палый
Видит: орёт тряпьё -
Старуха у таратаек, -
Слез с коня
И не спеша пошёл на неё,
Весело пальцем к себе маня:
- Байбача, отур,
Встречай-ка нас
Да не бойся, старая!.. -
Подошёл - и
Саблей её весело
По скулам - раз!
Выкупались скулы
В чёрной крови…
Старуха, пятясь, пошла, дрожа
Развороченной,
Мясистой губой.
А Федька брови поднял: - Што жа,
Байбача, што жа с тобой?.. -
И вдруг завизжал -
И ну её, ну
Клинком целовать
Во всю длину.
У Васильева все предельно ясно, за что и люблю современную поэзию. Добавить нечего. Все понятно, что было ясно и до создания этой поэмы.
не над Васильевым точно
вернее, у меня есть претензия к этой поэме в одном месте, серьезная претензия — возможно, проскочила, но не к приведенному отрывку Васильев… очень его жаль |
А, Альтшуллер…
Бард- критик, поющий чужие песни… Говорит о Щербакове… С которым вообще некого по сути рядом поставить по уровню таланта и мастерства… Понятно, что и говорить. |
А Веллер — да, часто чубучит.
Ещё у него фишка такая — как Михал Иосифович берёт слово, интервьюер превращается в атрибут студийной обстановки. Вставить слово — ни-ни.) |
Если вспомнить многочисленные предположения о гомосексуальной природе столь терпимого и нежного отношения Ахилла к Патроклу… тогда понятна и причина жертвенности самого Патрокла в бою с троянцами. Кстати, последний и в детстве был горяч, убил другого ребенка в драке.
В Илиаде же все достоинства и пороки доведены до крайностей, потому и воспеты, главным образом, смелость и мужество Патрокла. Но бесстрашие само по себе никак не основа благородства, оно и с жестокостью, и с цинизмом прекрасно уживается. Так что никакого противоречия у Гомера не вижу). Насчёт героев высоких и «второстепенных» — ну да, на то она и античность. Хотя Патрокла воспитывали всё же как брата Ахиллу, и учитель-кентавр у них общий был – так что «прислугой» он ни в коем случае не был. Не очень поняла связи с поэмой «Соляной бунт», покорение народов – вообще жестокая тема, кошмары эти не обойдёшь, не утаишь…впрочем, как и трагедию самого Васильева, сначала репрессированного вместе с Забелиным за «оправдание Колчака», а потом и расстрелянного в 37г. за «покушение на Сталина». Но причём же здесь Гомер? Видимо, у Вас как-то ассоциировалась одно с другим. Раз уж критика, пара моментов: Те, кто не ограничились просмотром фильма, помнят …Здесь правильно «тЕ, кто не ограничилСЯ, помнЯт» — грамматика, её величество). Где-то еще помогли Александр Македонский с Гефестионом своим подражаниеМ Илиаде, …( потеряли буковку). Но в целом текст Ваш с искренней болью и философскими сомнениями… Читать было интересно). |
Не, понимаешь, там опять вклинилась ипучая политика, и один взвился под небеси, и поскакал Савраской — мол, этого стерпеть я не могу…
А ссылки — вот они. Один — звезда московских клубных сцен, поэт, переводчик и неподражаемый шоумен Ваня Козин (Стив Бургундец). Ваню я несколько раз слышал лично, на сцене он великолепен. Но когда нажрётся, самый верный с ним разговор — боковой в челюсть. Приведённый текст был представлен им на некий тоже упоротый конкурс рифмохулиганства, в котором и я участвовал. https://stihi.ru/2013/05/24/10264?ysclid=lvi9q2x9zx23439468 Другой текст принадлежит группе «Заточка». Почему я его вспомнил — мой друг просто таки бредил год назад строчками оттуда, вот и пришло на вум. А так я по импоршному року в основном шарюсь. Чем ты можешь угрожать мне по жизни, обсос? Я видел, как чувак блевал через нос Я видел вечером осенним труп в бассейне Я видел, как Сбербанк работал в воскресенье https://genius.com/Zatochka-a-guy-lyrics Третий текст я полностью не вспомнил бы, но смог бы на ходу досочинить. А сегодня его запилил на наш портал Ден (Водярной). Поэтому та канва и вспомнилась, собственно. |
а что должно или не должно — дело в таланте, но
ты скинь примеры, а я почитаю, сразу ответить не смогу, видимо пару дней буду без интернета — только если в телеграм |
скинь, конечно, — понять, о чем речь идет
я полагаю, что часто в спорах об искусстве всеставят с ног на голову непрофессионалы такая есть штука, человек профи в своем деле и понимает, что с делатантом говорить не о чем, только время терять, общаться надо с таким же — пусть не согласишься, но хотя бы понимаешь, что это взгляд под другим уголом или… и т.п. но этот же профи считает возможным высказываться как мастер о делах, в которых он дилетант, полагая, что раз он профи, то стало быть, может, а дилетанты — это вон те олухи...- это я сейчас пытаюсь залезть в головы таким людям, коих множество великое вот тебе пример, Веллер, умнейший человек в своем писательском деле и не только, профессионал, сказал о Бродском — это, мол, не поэзия, это такая проза, стихи — совсем другое, пушкин и т.д. Я слушал и думал: «Михаил Иосифович, ну охота вам быть дураком? вы же умный, зачем?» Зачем нести чушь, если ты не пишешь сам професионально. а только читаешь?.. это я об умных головах, о которых ты говоришь:) |
Вспомнил опять про ту давнюю дискуссию под названием «Литература со знаком минус» среди умных людей, к которым меня иногда допущают.
А также еще ранее на одной из наших встреч прозвучавшее из уст известного московского барда и знатока бардовской темы Володи Альера неприятие творчества Михаила Шербакова как барда, и Бродского с Набоковым как писателей. Мол, не не несут они в достаточной степени разумное, доброе и вечное, что как бы предписывается канонами великой русской литературы и песенными традициями, заложенными Окуджавой и Визбором. Не несут. (Кроме этого тезиса, Володя в крайне интересной форме высказал и своё исчерпывающее определение бардовской песенной традиции, но если я начну растекаться мыслями по древу, то ничего хорошего не выйдет.) Так вот, когда мне дали слово, я попытался взглянуть на тему под таким углом: имеет ли право литература быть описательной, ну то есть просто быть фотоснимком определённых сторон действительности, пусть и неприглядных, или должна обязательно куда-то там вести за собой, и что-то там такое воспитывать и насаждать? И привёл примеры нескольких поэтических текстов (соответствующих, и на мой взгляд очень талантливых, если хочешь, могу сюда метнуть ссылки), вопрошая присутствующих: считают ли они описательную литературу, ярко транслирующую жуткие или вымазанные похотью уголки действительности, литературой со знаком минус? Но или регламент встречи был несколько смят, поэтому внятных мнений не прозвучало, или люди задумались и не были готовы так прямо и сразу дать ответ — в общем, вопрос повис в воздухе. Но скорее был заболтан, потому что там, как я понял, не все достаточно умны, чтобы хотя бы не засирать своим апломбом и заполошностью дискуссию. В приведённых тобой примерах именно описательная и точная картина зверства, называемого круглым, как речная галька, словом «война». И я считаю, что этим они прекрасны. Вспомни ещё, как Иону Дегену доставалось за его знаменитые «Валенки» от некоторых шибко штабных патриотов. |