|
Здесь опубликованы все рассказы авторов ЛитКульта.
Для удобства пользования разделом доступны рубрики. Работы расположены в обратном хронологическом порядке.
359 |
Пришёл как-то отец Макарий к философу Канту на завтрак.
Покушали не совсем недолго, поговорили. То, да сё. Кёнигсберг. Академия. Рыбы-осетры. Трансцендентное.
- Бог-то существует, господин философ? - спрашивает отец Макарий, пытаясь изобразить учёность.
- Как вам, сказать, отче? - философ осторожно прощупывает почву диалога. - Есть места, где такие вопросы неуместны… Соловки, например…
- Но вы-то имеете в виду кухню профессора Канта? - опять доказывает эрудицию отец Макарий. - Который, говорят, шесть раз опроверг существование Бога?
- Помилуйте! Я опроверг только пять доказательств! А шестое… Ну, да. Говорят! Говорят, что я придумал шестое доказательство. Придумал, а не опроверг!
- Очень любопытно! - Отец Макарий никак не мог пропустить, чтобы не припасть на духовное.
- Ну, что ж?... В бытность свою… Да, я утверждал, что свободная человеческая воля не может быть дана человеку никем кроме Бога. Весь материальный мир и даже высшие животные живут по закону причинно-следственных отношений. Они не могут… скажем так, хлопнуть дверью, просто потому что достало. Их всегда понуждает причина. Только человек может поступить без причины, безрассудно, проявляя своё право свободной воли. Автором свободной воли может быть только безгранично свободный Бог. Поскольку у меня есть свободная воля, и я, очевидно, существую, то и Бог существует. Quod erat demonstrandum.
- Прекрасно, - защебетал о. Макарий. - И?..
- Бог существует, - повторил философ.
- Ну, да - согласился о. Макарий после краткой, но неловкой паузы.
- Заходил тут как-то ко мне Тертуллиан, - продолжил философ. - Со своим “certum est, quia impossibile est.” Принёс интересную идею.
- Интересную?
- Да. Вот это и будет седьмым доказательством существования Бога. Неопровержимым.
- Дьявол? - демонстративно ужаснулся отец Макарий.
- Нет, не дьявол. Нет. Почему Вы о дьяволе?.. - удивился было профессор, но сразу вспомнил и, улыбаясь, рассказал.. - Ах, да. Он, дьявол-то, действительно заходил ко мне однажды. Завтракать… Но он ни пить, ни курить толком не умеет. Язва у него... Какой он дьявол?.. Одно искушение… - философ явно получал удовольствие от игры слов.
- А сейчас о важном, - говорит философ. - Седьмое доказательство существования Бога - это Христос.
Христа человек выдумать не мог. Человек так не мыслит.
Око за око? - да, это мы понимаем! Зуб за зуб? - это натурально! Перелом за перелом? - нет проблемы!
А “любите врагов ваших” - это откуда?
А это Христос сказал: “Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…”
Любите врагов ваших? - это человеку не по силам! Благословляйте проклинающих вас? - как могу? Благотворите ненавидящим вас? - да как можно? Этого человеку не придумать...
Такое только Бог мог придумать.
Слова эти существуют, стало быть - и Бог существует!
На прощание подписал философ Кант отцу Макарию книжку из серии “Жизнь замечательных людей”, где про дьявола не было ни строчки, но, в остальном, вся биография профессорской судьбы была изложена от корки до корки в полной справедливости исторической правды. С тем и расстались они там, где русский с немцем всегда расставались, на границе между жизнью и смертью, между чистым разумом и велением сердца…
Огромное спасибо за развёрнутую рецензию и подробные размышления по поводу этого текста.
Конечно, бессмысленно здесь вступать в серьёзные теологические споры.Согласен :) Хотя (для протокоа) должен всё же заметить — контраргументы имеется :) Вы также правильно указали, что и в тексте это не научная беседа, а игра. Для меня это выход моей мысли о Христе, как док-ве существования Бога, хотя в православии, намниз, такого святые отцы не обсуждали. Для меня это также повод пошутить на тему Канта и шести док-в, притянуть всё, что помню включая Тертуллиана и Булгакова :) Ещё раз спасибо! |
Возвращаюсь, как обещала.
Прежде всего, хочу сказать, что Ваш отец Макарий — чудесный персонаж, этакое персонифицированное вечное русское ловкое невежество, когда «на Бога надейся, а сам..», которое при этом ещё и учёность пытается изобразить …очаровательно). Поэтому, повторяю, именно финал мне здесь кажется блестящим. Но всё же главную идею этой миниатюры нельзя принять трудно. Конечно, бессмысленно здесь вступать в серьёзные теологические споры. Позволю себе лишь несколько возражений. Во-первых, слова, приписываемые Тертуллиану (чаще их трактуют как «верую, ибо абсурдно», говорят только о невозможности познать то, что находится за переделами разума. И только. Вряд ли это может быть доказательством именно бытия Божия – с таким же успехом можно верить во что угодно. Об этом, например, и Горький говорил устами своего Луки (неслучайно же тот — тёзка одного из Евангелистов): «Во что веришь, то и есть» Во-вторых, именно Кант вряд ли приписал бы «седьмое доказательство» Христу – как известно, этот философ считал, что верить во Христа — значит осуществлять в самом себе идеал угодного Богу человека (тот самый категорический императив), но это ещё не значит веровать в самого Иисуса Назаретского. В-третьих, и главное. Мысль насчёт необходимости «возлюбить врагов своих… et cetera» появилась в Нагорной проповеди, но её не было в ветхозаветных текстах. Почему? И вот это самое интересное и актуальное, на мой взгляд. Библейские тексты ведь нельзя понимать буквально. Скорее всего, этот, выражаясь современным языком, месседж связан с войной религиозных идей, в нём сказано о врагах какой-то одной веры (например, иудейской на тот момент) – то есть, опять же возьмём современно слово, о толерантности (в общем значении этого социологического термина конечно): неверующего человека нужно понять, принять его мировоззрение и постараться (!) мирно убедить в своей правоте. Так что всё в этой иронической миниатюре не «доказательство», мне кажется, а некая игра в него. Но хорошо хотя бы, что игра эта не такая жуткая, какую себе позволил Воланд с Берлиозом). |
Женя привет!
Иронично… но глубоко. Если бы бога не было, мы бы его придумали, стали бы им. Но он есть. И есть только он. Хороший рассказ. |