|
Здесь опубликованы все рассказы авторов ЛитКульта.
Для удобства пользования разделом доступны рубрики. Работы расположены в обратном хронологическом порядке.
186 |
Зима 2025 выдалась в Днепре аномально тёплой. Дикие гуси, решив видно – чем чёрт не шутит? -улетели только перед самым Новым годом, а одинокие бутоны чайной розы долго ещё парили нарядными одинокими шарами посереди всеобщей серости и невесомости.
Чёрт не шутил. Сначала он «денацифицировал» стоящую напротив Вовкиной «хрущёбы» девятиэтажку. Удар пришелся как раз по крайнему подъезду, отрезав его, словно ножницами, сверху донизу. Долго еще взирали удивленно на мир из- за торчащих рёбер арматуры обнаженные комнаты с коврами на стенах, мебельные гарнитуры, и битые люстры.
Прилёт был ранним, воскресным, не в пять, быть может, и не в июне, но с кворумом чёрт подгадал: все были в сборе.
Долго еще стороной обходил Вовка пирамиду детских игрушек на троллейбусной остановке, пока её не убрали куда-то дворники или строители.
Следом чёрт «демилитаризировал» местную ТЭС, питавшую светом и теплом левобережную часть города. Батареи в «нацистских» окопах остыли, а вместе с ними и во всех квартирах прилегающего микрорайона…
О чём думал Вовка собирая в ведро осколки битых тепличных стёкол на даче, он и сам бы, наверное, не ответил. Он понимал, что кому-то сейчас гораздо хуже, а всё-таки хотелось плакать. Но слёз не было. Как не было и злости. Одна всепоглощающая отрешенность и пустота. Разорвись сейчас поблизости бомба или ракета, он, наверное, и не испугался бы. Только присел, закрыв голову руками, как сделал это в предыдущий прилёт по ТЭС, слетев с крыши сарая вместе с лестницей. Глупый тридцатипятилетний балбес не понимающий, что ладонями не удобно защищаться от калибров и искандеров…
Слизывая с ребра ладони выступившую бисеринку крови, Вовка смотрел на колыхающийся на длинной тонкой ножке розовый бутон.
«Ишь, наглый! Выпендрился…Всё ему нипочём, ни война, ни зима. Рождество вон на носу…»
Снова надсадно завыла сирена. Сначала где-то за Днепром, на том берегу, потом ближе, наконец на ТЭС.
-Шарахнули бы уже, сука, по тебе! Всю душу вынула! – Вовка плюнул.
И подумал: эт вряд ли. За три года ни разу не шарахнули. Ни в суд, ни в ТЦК, ни в СБУ…
Вовка огляделся, словно кто-то мог здесь подслушать его мысли. И вспомнил ютюбовский ролик, где блогер рассказывал, будто звук сирены прежней, по словам переживших Отечественную, совсем не похож на звук сирены нынешней. А похож на звук еврейского рога шофара – добавлял он, и подкреплял слова свои наглядным видео.
Вроде похоже, решил Вовка. Он даже забил в поисковике «шофар» и прослушал несколько роликов подряд. На одних было похоже, на других не очень, на третьих – и так, и сяк. Он плюнул, нашёл ролик по обработке персика бордоской смесью и забыл и евреев, и шофары.
…Откуда-то издалека сверху донёсся урчащий дребезжащий звук, будто по небу невидимый гонщик проезжал на «Верховине».
Звук то нарастал, приближаясь, то снова затихал, наконец уплыл в сторону моста и смолк. Тут же ударил зенитный пулемет. Ему вторил другой. С противоположного берега, со стороны аэропорта громыхнуло. Что-то посыпалось, то ли сверху, то ли с водостоков. Припаркованные поблизости невидимые авто залились трелями сигнализаций.
Из-за них Вовка не сразу услышал звонок на мобильный.
Жена, подумал он, но номер был незнакомый.
«-Шановний клиент – послышалось из динамика – Наш банк маэ запропонувати вам цикаву угоду. Нарешти…»
Вовка озвучил стандартную географическую ориентировку, ткнув пальцем в красный кружочек. Секунду подумал, зашел в список звонков и отправил «пропонувальщиков» в бан.
-Дослушал бы – донеслось с левого плеча- Может нормальные бабки предлагали.
Взял-да и с концами. Один фиг сидишь на неофициалке в своей охране, а тут: ни паспорта, ни кода, только телефонную книгу дай…
-А мало, что ли? – заметили с правого – Будут потом по всем контактам жути наводить, не отвяжешься.
- Так можно нужные удалить, а оставить фигню всякую. Или вообще от фонаря повбивать…
- Лучше вообще не связываться – сурово отрезали с правого – Сказал Толстой: откажись. И совесть чиста, и проблем нет.
- Ага, и денег – хмыкнули с левого – Толстому, что? Он граф. Тут оброк, там барщина. А на зарплату много ли протянешь? На коммуналку да на пожрать. В магаз с утра заходишь – цены одни, вечером – другие. А упырьё цветёт и пахнет.
- И всё же, не в деньгах сча…
- Слышали – перебили с левого – Старо. В чём оно, счастье то?
И вправду, подумал Вовка, в чём?
Ему захотелось подобрать чёткую формулировку, поймать эту жар-птицу за хвост, но ничего не выходило; жар-птица не давалась и ускользала.
Наверное, счастье, это то, чего нельзя описать словами – решил Вовка.
И опять зазвонил телефон.
Жена, подумал он, и опять не угадал. Звонил сын, Максимка, карапуз шести лет, сидящий дома один по причине того, что садики не работали, а до школы еще годок не дорос.
- Папа, иди домой, мне страшно – попросил он.
- Максюш, скоро буду – отозвался Вовка – Ты там не сильно голодный? Ничего из вазы не тягай, приеду, обедать будем.
- Ага- сказал сын – Опять через час приедешь.
-Нет, собираюсь уже. Ты мультики пока посмотри.
Вовка нажал отбой, быстро переоделся, вывел велосипед, запер дачу, щелкнул замком на калитке. На глаза снова попался розовый бутон.
Другие уже почернели и пожухли, а этот продолжал вызывающе алеть.
Интересно, распустится или нет? Кабы на послезавтра, так как раз к Рождеству. Прям, как подснежник из сказки…
Вовка улыбнулся.
И снова запиликал в барсетке мобильник.
Теперь уж точно, решил он. И в этот раз угадал.
- Ты там живой? – спросила жена.
- Не дождётесь – пошутил Вовка.
- Дурак. Что там можно зимой делать на этой даче? У нас на работе опять свет отключили – добавила она – буду раньше. Ты картошки начисть, как придёшь, я селёдку куплю. Захотелось что-то…с луком.
-Ага.
- И огурчиков принеси банку из подвала. Можешь вина взять.
- Вино с селёдкой – моветон – заметил Вовка – Кум чачей бомбовой подогрел, как раз и продегустируем. А знаешь, Марин, у нас тут роза расцвела…
- Какая роза? – не поняла жена.
- Чайная.
- А…прикольно.
- Представляешь, послезавтра Рождество, а она…
- Ладно, мне некогда – сказала жена – Переодеваюсь. Дома поговорим.
И сбросилась.
Вовка посмотрел несколько секунд на заставку – белоснежный коралловый атолл в океане – перекинул ногу через раму, поймал педаль и «Украина», всё ускоряя ход, устремилась вдоль ольховой рощи, высохшего озерца с островками поникшего желтого камыша, в горку к дому.
Уже на подъезде, за перекрестком Вовка намётанным глазом определил заляпанный грязью бус на чёрных номерах и скорее угадал, чем увидел курящих за ним тэцэкашников.
Дырку от бублика вам, а не Шарапова, весело и зло подумал он, не доезжая свернул и дал в объезд дворами…
Жена пришла первой. Скинув в прихожей сапоги, она, как была, не раздеваясь разгружала пакеты с продуктами. Максим Владимирович помогал; пользуясь суетой и неразберихой догрызая горбушку батона.
- Папа! – прошамкал он набитым ртом – Опять приехал через час со своей дачи…
Жена подняла голову и посмотрела на него как-то вопросительно удивлённо.
Вовка стоял в дверях и улыбался.
Может ему показалось, но, кажется сейчас он уловил ответ на недавний вопрос.
- Что, съел? – послышалось с правого плеча.
- Ладно, ладно – отвечали с левого – Поживём ещё…
- Поживём – повторил вслух Вовка – Поживём.
Январь 2024
Согласен, с гусями присутствует неувязочка. Но у нас они есть, как есть лебеди, белки, фазаны… т.е для меня эти гуси обыденно, как роза или битые стекла. А может и у вас есть. Просто, быть может, нужно почаще отрываться от битых стекол и вглядываться в небо. Тут я в прямом смысле, без иносказаний. Замечания принял, спасибо, работаем
|
Замечательный текст.
И литературно, и исторически, и человечески. Дай Бог, доживём до сигнала Отбой — смогу добавить конкретики. А сейчас… пожелаю: пишите как видите, слышите, дышите. Безопасности, здоровья и радости! |
Хороший текст. Идея есть, а это в наши непростые времена редкая штука. Третий слой текста, шутка ли дело! Народ в сюжетных элементах путается, об кульминацию спотыкается, а тут — идея. Красота.
Нет лишнего, все части функциональны и это тоже прекрасно. Но есть и проблемы. Мне категорически не нравится ваша экспозиция. Она для людей в теме, а для литературы, которая вечна, это дурной тон. Здесь требуется пройти между струйками и не свалиться ни в банальные констатации бида-война, ни углубиться в сцены, которые плохо складываются в единую картинку без понимания определенных реалий. Поверьте, через десять лет никто не поймет, почему вдруг сложился подъезд жилого дома, кто виноват, как так вышло и тому подобное. Это нужно написать ясно и резко. Я бы предложил введение в описанные реалии провести через один ясный символ, и на нем построить всю экспозицию времени, места и героя — например, тот же разрушенный дом. Как объект для подобного описания очень удобная штука. Без переходов к гусям, ТЭЦ и прочему — должна быть четкая последовательность образов. Детали это хорошо, но деталь должна быть привязана. Например, мне нравятся ваши гуси, но я не вижу их на обписанной картинке — где герой увидел гусей? Почему дальше идет описание девятиэтажки? Вот стихийный мемориал возле остановки привязан, и по смыслу, и пространственно, он как деталь играет и имеет право на жизнь. Розы также логичны — легко понять, что они где-то перед глазами. Гуси точно нет. Вторая проблема у вас герой в воздухе висит. Во время его размышлений и рассказа — где он находится и что делает? Вот это единственный момент, где вы ставите его на местность: О чём думал Вовка собирая в ведро осколки битых тепличных стёкол на даче, он и сам бы, наверное, не ответил.И лично мне этого не хватило. Я даже не понимаю, где он — на улице или в теплице? Какое время суток? Что вокруг? Как лежат стекла, если в зоне видимости роза? Как он переместился, что бросил совок и стал смотреть видосы в телефоне? Закончил ли работу? В общем, физика провисает конкретно, а ее выпускать нельзя, это все помогает составить картинку. Но вообще очень хороший текст, повторюсь. Структурно грамотный. |