|
Здесь опубликованы все рассказы авторов ЛитКульта.
Для удобства пользования разделом доступны рубрики. Работы расположены в обратном хронологическом порядке.
133 |
Название: Возвращение в вишнёвый сад
Автор(-ы): Занудкин
Драма в шести действиях*
Антону Павловичу Чехову посвящается
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Раневская Любовь Андреевна, помещица.
Аня, ее дочь, 17 лет.
Варя, приемная дочь, 24 лет.
Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.
Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.
Трофимов Петр Сергеевич, студент.
Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.
Шарлотта Ивановна, гувернантка.
Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.
Вишняков Владимир Васильевич, издатель.
Дуняша, горничная.
Яша, молодой лакей.
Почтальон.
Носильщики. Кучера.
Действие 1
К станции подъезжают две брички. Их пассажиры торопятся на поезд.
Лопахин (дает кучеру деньги). Спасибо, Гриша! (Машет носильщику.) Петрович, зови своих, да пошустрей!
Петрович. Таки, нет ещё поезда, Ермолай Алексеевич.
Лопахин (растерянно). Как нет?
Петрович (разводит руками). Однако, на два часа опаздывает.
Лопахин (чешет затылок). Тогда, тащите всё в ресторацию, (Оборачивается к остальным приехавшим.) Господа, а не перекусить ли нам? Я угощаю! (Кидает пятак мальчишке.) Беги в ресторацию, скажи, чтоб накрыли нам на восемь персон.
Мальчик радостно убегает. Все радостно кивают, один Петя озадаченно молчит. Раневская подаёт кучеру серебряный рубль.
Аня (восклицает). Маменька, ты опять?
Раневская (рассеянно). Ну что ж поделать?
Аня хватается за голову, Варя, только качает головой. Все зябко кутаются, идут к вокзалу. Подходит несколько носильщиков, забирает вещи с бричек. Аня хватает Петю за руку и тянет за собой. Свой баул Петя несёт сам.
Ресторация. Все уже пообедали, наслаждаются десертом. Подходит почтмейстер с большой круглой коробкой.
Почтмейстер. Приятного аппетита, господа! Как чудесно, что я вас всех тут застал! (Ставит на стол рядом с Гаевым коробку, рядом кладёт листок.) Извольте расписаться, Леонид Андреевич. (Подаёт Раневской телеграмму.) Это вам, Любовь Андреевна! Будьте любезны, вашу подпись. (Лопахину письмо.) И вам, Ермолай Алексеевич.
Лопахин читает, что-то в уме прикидывает, делает пометки в блокноте. Раневская крутит в руках телеграмму, не решаясь, порвать, или прочесть. Гаев расписывается, почтмейстер оставляет коробку и уходит.
Гаев (читает надпись на коробке). Люмер и к, черри свитс. (Морщит лоб.), Что такое черри свитс?
Петя (недовольно). Вишнёвые конфеты.
Аня (прыскает). Так вот же, дядюшка, сверху ваза с вишнями нарисована!
Гаев (озадаченно). Надо же! Я и не посмотрел.
Лопахин. Люмер,.. вишни (Хлопает себя по лбу.), Вспомнил! Пётр Сергеевич, очень мне нужна твоя помощь.
Петя (смотрит исподлобья). Чем могу!
Лопахин. На днях в имение доставили аппарат братьев Люмьер, я хочу подарить его господину Вишнякову Владимиру Васильевичу. Он в Москве, а ты, как раз, туда едешь. Самый надёжный человек для меня.
Петя (давится чаем). Я ... не знаю такого.
Раневская (улыбается). Петя, я же по лицу твоему вижу, что знаешь.
Петя (неохотно). Ну-у, слышал краем уха.
Аня (задорно). И ничего не краем, сознавайся скорей!
Лопахин (вдохновляется). Вспомни, Пётр Сергеевич! Он шутит ещё, что он Вишняков из Вишняков, ну, деревня такая под Ярославлем.
Все смеются. Петя хмурится.
Гаев. Белого в угловую правую!
Варя (укоризненно). Дядюшка!
Лопахин (морщит лоб). Бледный, худой такой, вечно в шинели и фуражке, бородка клинышком, кудрявый и в пенсне.
Петя (растерянно). У меня уже билет куплен. Не успею я обратно съездить, четверть часа всего осталось.
Лопахин (машет рукой). Пустяки! (Достаёт из-за пазухи деньги.) Вот тебе тысяча рублей. Нет, вот ещё две! (Достаёт и отсчитывает.) Мне для такого дела не жалко, первым классом поедешь. Носильщиков, извозчика, где надо, возьмёшь.
Петя (взволнованно). Но, это же слишком много!
Лопахин (легкомысленно машет рукой). Пусть это будет тебе за хлопоты и на расходы, а коли лишним сочтёшь, Вишнякову и отдашь. Скажешь, от Лопахина на типографию.
Гаев. Дуплетом влево!
Лопахин. И вот ещё: я там фильмов накупил вдобавок, ты просмотри их, будь добр, а то негоже будет, если порченные.
Петя. Смогу, но это же долго.
Лопахин. А ты не торопись. День ангела у него в декабре, успеешь. Епиходову и Дуняше записку напишу, чтоб позаботились о тебе. И ещё, я распорядился электричество провести, уже должно быть готово. (Поворачивается к Шарлотте.) Шарлотта Ивановна, в Харьковскую женскую гимназию учитель немецкого нужен. Пойдёте?
Шарлотта (всплеснув руками). GottseiDank!* Конечно, пойду! (Восторженно.) Я научу их языку великого Гёте!
В это время Раневская, наконец-то читает телеграмму и рвёт её в клочки.
Раневская (восклицает). Ну, каков! (Немного успокаивается.) Представляете, он пишет, что слишком долго к нему еду, как будто у меня тут дел не было. Всё, решено! Пусть подлизывается к своей бельгийке.
(Кладёт руку на запястье Лопахину.) Ермолай Алексеевич, поможете в Харькове квартиру найти?
Лопахин (расплывается в улыбке). Можете у меня сперва пожить, а потом..
Раневская (взволнованно). Что потом?
Лопахин. Один знакомый отставной генерал, хочет жениться, как раз на даме Вашего возраста.
Раневская (пару минут сидит, хлопая глазами, затем, улыбается). А почему бы и нет!
Аня (растерянно). Маменька, а как же я?
Лопахин (серьёзно смотрит на неё). Хватит уж, на маменькиной шее сидеть, телефонисткой тебя устрою.
Аня (растерянно теребит кулон). Но,.. я же не умею.
Лопахин (покровительственно гладит по руке). Ничего! Там научат.
Яша (бледнеет, краснеет, нехотя встаёт, подхватывает свой чемоданчик). Прощайте, господа!
Кланяется и, бормоча себе что-то под нос, выходит. Варя в это время прячет зонт за кадку с пальмой, Лопахин это видит, но лишь усмехается.
Варя (всплеснув руками). Какая же я ворона!
Раневская (обеспокоенно). Что такое?
Варя (делает расстроенное лицо). Зонтик забыла в имении. А без него совсем-совсем скверно.
Раневская (облегчённо). Съезди с Петей.
Петя хмурится. Гаев тем временем развязал завязки на коробке, пробует одну и оглядывает остальных.
Гаев. Господа, не хотите ли попробовать? Уникальный вкус. Даже я, такие впервые ем.
Он ставит коробку на середину стола, всем раздаёт по одной. Лопахин украдкой прячет конфету в карман. Варя, пробуя, оценивающе сморит на Петю, столкнушись взглядом, делает вид, что внимательно разглядывает фантик.
Гаев (задумчиво смотрит на коробку). Надо бросать дурные привычки. (Решительно.) Варя, забери эти конфеты себе, а то, там и чаю попить не с чем.
Варя (испуганно). Спасибо, дядюшка! Не нужно!
Лопахин (одобряюще). Возьми-возьми, Дуняшу угостишь и, Бог с ним, Епиходова.
Примечание:
*Хорошо, спасибо! (нем.)
ДЕЙСТВИЕ 3
Имение. Следующий вечер. Петя заряжает киноаппарат, Варя и Епиходов вешают белую простыню на стену.
Варя (сердито). Епиходов, только попробуй!
Епиходов роняет молоток себе на ногу, ойкает.
Варя. Дай сюда, неумеха! Держи простыню. (Берёт молоток и гвозди.) Выше! Ровнее!
Прибивает. Отходит, осматривает результат, довольно хмыкает, роняет молоток себе на ногу.
Варя. Ой! (Плачет.)
Епиходов бочком, на цыпочках выходит. Петя оставляет аппарат, подбегает, обнимает.
Варя (шмыгая носом, уткнулась Пете в грудь). Ну вот, оказывается, пораниться надо было, чтоб ты наконец-то меня обнял! (Улыбается сквозь слёзы.)
Петя (гладит по голове, подаёт свой платок). Ну, полно-полно!
Варя (вытирая слёзы). Прости, я помешала.
Петя. Вовсе нет, я закончил.
Варя (Перестаёт плакать.) Знаешь, Акакий Акакиевич меня многому научил.
Петя. Фирс?
Варя. Да, он. Только, один его совет мне не подходит.
Петя. Какой же?
Варя (собирается с духом). Он говорил, что нельзя признаваться первой, нужно дождаться.
Петя (недоумённо). В чем признаваться?
Варя (пылко). Петенька, я не могу больше ждать, пока ты мне в любви объяснишься, я тебя уже лет десять жду. (Распаляется.) У меня скоро сердце лопнет!
Петя (виновато улыбается). Ну вот, вроде не по голове тебе попало. А Лопахин как же?
Варя. (машет рукой). А-а, Лопахин! И ты поверил? (Ухмыляется.) Это я придумала, чтоб маменька отстала, и ты поревновал.(Сникает.) А ты всё вид делаешь, что в Аню влюблён, да не по Сеньке шапка.
Петя (опускает взор и вздыхает). Раскусила таки. (Поднимает взгляд.) Да, я люблю тебя давно, с тех пор, как ты из ребёнка в барышню превратилась. И что с того?
Варя (пылко). Как что? Возьми меня в жёны! (Охватывает его голову обеими ладонями, смотрит любовно, тараторит.) Мы жить с тобой будем в Москве. Ты не думай, я не обуза: я хозяйство вести могу, вязать, шить умею, а ещё, Singer Лопахин подарил. А надо мне совсем немного, чтоб ты, любимый, был рядом.
Петя (нежно). Всё это так, Варенька. Только, всё равно, мы не сможем быть вместе.
Варя (разачарованно). Ну почему же?
Петя (отрешённо). Меня в любую минуту могут арестовать.
Варя (всполошно). Как? Почему? Ты разве злодей-душегуб какой, вор, или мошенник? Или долги у тебя? (Воодушевляясь.) Так у меня сбережения есть, не всё маменька с дядюшкой профукали.
Петя (тепло глядит на неё, затем, говорит твёрдо). Нет, я социалист.
Варя (дёргается, как от удара). Это из тех, что царя убить пытались?
Петя (качает головой). Нет, социалисты разные бывают. Но, на каторгу отправить могут запросто.
Варя (с болью глядит на него). Ну и что? И в Сибири люди живут! Я вслед за тобой поеду. Я зимой по снегу босиком бегала и ничего. Выдюжу!
Петя (прижимает её к себе). Глупенькая ты моя! Варенька, давай, ты ещё подумаешь, а пока мы обещанное сделаем.
Варя (оторопело). Что сделаем?
Петя (улыбается). Как что? Зачем сюда и приехали. Зови Дуняшу и Епиходова, фильму смотреть будем.
ДЕЙСТВИЕ 4
Та же гостиная. В ряд выставлены три стула, на двух сидят Епиходов с Дуняшей. Ещё один стул стоит у столика с киноаппаратом. Рядом небольшой чайный столик с самоваром, там же та самая коробка с конфетами. Варя стоит у выключателя. Петя задумчиво перебирает коробки с лентами в том самом «дорогом уважаемом шкафу». Они уже впечатлились фильмой «Прибытие поезда», посмеялись над комедией со шлангом, внимательно просмотрели коронацию Николая II, спуск на воду броненосцев.
Петя (задумчиво). Странно, на просмотренных коробках были названия, а на остальных только цифры, почему-то, начинается с четвёрки. Их несколько, они ещё и с буквами: аз, буки, веди и так далее. (Заряжает одну из них.) Начнём с буквы аз.
Запускает аппарат, Варя гасит свет, все присаживаются.
Под стрёкот и мерцание на экране появляется надпись: « 27 января 1904 года».
Все удивлённо вздыхают.
Петя (весело). Наверно, это Жюль-Верновские фантазии. Должно быть очень интересно.
На экране разворачивается драма грядущей войны: нападение японского флота на Порт-Артур, неравный бой «Варяга» и «Корейца», гибель порт-артурской эскадры, беспомощность Алексеева и Куропаткина, падение Порт-Артура.
Епиходов (кряхтя встаёт). Вы как хотите, а этот позор я смотреть более не стану.
Дуняша (тоже вскакивает). И я не буду.
Уходят.
Петя (задумчиво). В фильмах о спуске броненосцев «Пересвет», «Потёмкин» и «Суворов» указаны точные даты спуска на воду. И здесь тоже, даты точные. Только, в следующем году.
Варя. Но, ведь это невозможно!
Петя. Значит, это такая страшная фантазия.
Варя (осторожно). Может, спать ляжешь?
Петя. Нет, я должен это досмотреть. (Заботливо.) Ты устала, пойди отдохни.
Варя. Нет уж, после этих ужасов я не смогу.
Петя. Ну что ж, я предупреждал.
Он заряжает плёнку из коробки «5-а».
Месяц спустя. В бывшей детской теперь библиотека, только, книжных шкафов ещё нет, и все книги сложены высокими стопками. Впрочем, Петя может извлечь за секунду любую искомую. Единственное большое окно полузадёрнуто плотными бордовыми гардинами. На боковую стену перенесён экран из простыни, киноаппарат размещён у противоположной. Вся противоположная окну стена закрыта большими листами ватмана, на которых замысловатые графики, блок-схемы, таблицы и математические выкладки. Рядом с киноаппаратом четыре венских стула. У окна стол, на нём усовершенствованная машина Бэббиджа, логарифмическая линейка и счёты. Петя обложился книгами и вдумчиво что-то выписывает в толстую тетрадь. Он похудел, осунулся, на висках в его роскошной шевелюре появилась первая седина. На безымянном пальце правой простое серебряное кольцо.
Петя (оглядывает комнату). Надо же, какая хорошая библиотека у Лопахина! Прямо, как у Карла Маркса. (Пролистывает свои записи.) Однако, как понимать всю эту коллекцию фильмов? (Трёт лоб.) Уж больно реалистичны фантазии, и почему-то заканчиваются 99-м номером. Притом, что мой анализ указывает на то, что это и есть реальное будущее. Во всяком случае, те формулы от господина Лобачевского дают именно такой ответ. Жаль, отец так и не узнал, от кого Никола́й Ива́нович их получил. (Ухмыляется.)
Встаёт, заложив руки за спину, прохаживается туда-сюда. Останавливается у окна, смотрит, как падает снег. В это время входит Варя в новом платье, у ней такое же кольцо. В руках у неё поднос с едой, ставит на ломберный столик.
Варя (заботливо). Оставь на время свои изыскания, милый! Поужинай, наконец.
Петя нехотя усаживается, Варя накладывает еду.
Петя. А ты?
Варя (слегка сердито). Тебя ждать, можно самой помереть.
Петя (ласково дотрагивается до её руки, улыбается просительно). Не серчай, милая! Уж больно задача важна, масштабна и трудоёмка.
Рассеянно берёт нож и вилку.
Варя (раскинув руки, крутится на одной ноге, радостно произносит). Ты, конечно же, не заметил моё новое платье!
Петя (вскидывает глаза). Ах, да! Замечательное. Откуда оно?
Варя (весело). Я ж говорила, что у меня Singer есть! Вот, сама из старых платьев сшила.
Петя (восхищённо). Какая ж ты молодец!
Варя (всплеснула руками). Чуть не забыла! Мне Аня письмо прислала. Ты ешь, а я тебе прочитаю. (Извлекает из лифа конверт, достаёт сложенные листы.) Здравствуй, дорогая мои Варенька! Ужасно по тебе соскучилась! Поцелуй за меня Петеньку и обними Дуняшу. (Подходит сзади к Пете, обнимает за плечи и целует в щёчку.) Мы пока живём у Лопахина, мама уже думает о свадьбе. Я учусь на курсах телефонисток. Ужасно трудно, но интересно! (Прерывается.) Тут дальше личное, а вот: Лопахин велел передать, чтоб в Москву пока не ехали, Вишнякова там не будет до Крещения, а то и дольше. Петины отчёты о психоклиологических* вычислениях Вишнякова привели в полный восторг. Пусть продолжает в том же духе, просчитывает альтернативные варианты. А Епиходову велел передать, что проверит каждую копейку. Засим, целую крепко-крепко! P. S. Непременно приедем на Рождество, заодно и две свадьбы справим.
Петя (кладёт вилку и нож). Аня и маман не сердятся на нас?
Варя (смотрясь в зеркало). Конечно, сердятся. Но маман у нас отходчивая, Аня же, не злопамятна. Ладно, не буду тебе мешать. (Подходит и целует Петю, затем, собирает посуду. В дверях оборачивается.) Не засиживайся, милый, а то усох уже, как сверчок. Я пока в церковь схожу, помолюсь за твою удачу. (Выходит.)
Петя (садится за стол). Ничего-то у меня альтернативного не получается, разве что: вместо «Варяга» «Аврора», вместо Хиросимы в 45-м — Ниигата в 46-м и подобные мелочи, сути не меняющие. (Ещё минуту сидит, уставившись на киноаппарат.) Боже мой, какие страшные громаднейшие жертвы и всё напрасно! А молитвы.. У меня малютка-сестра была. Когда она родилась, сразу же поставили страшный диагноз. Каждый день сестричка являла нам новое маленькое чудо: вот, она научилась сидеть; лепетанье сменяется словами; первые шаги; осмысленная речь и шутки. Она была ещё бодра и весела, но болезнь уже потихоньку зрела внутри. Сделать было нельзя ни-че-го. Как мы тогда молились! По несколько раз в день. Когда же болезнь проявила себя, она послушно терпела все процедуры, но облегчение каждый раз было временным. Не помогли молитвы! С тех пор я не верю Богу. (Полминуты сидит понурив голову, затем, резко вскидывает.) Нет! Я так решительно сойду с ума!
Из кармана жилетки вынимает ключ, открывает ящик стола, вынимает револьвер, проворачивает барабан, подходит к зеркалу, приставляет оружие к виску, взводит курок. В этот момент отрывается дверь, улыбаясь, входит Варя с большой фарфоровой узорчатой кружкой.
Варя (роняет кружку, осколки и ягоды разлетаются в разные стороны). Не-э-эт! (Мгновенно оказывается рядом с Петей,тянет руки к нему, растерянно лепечет.) Пе-те-нька!
Петя (повернулся, глухо изрекает). Варя, отойди, кровью забрызгаю.
Варя (решительно). Если помереть решил, то меня первую убей! (С вызовом смотрит в лицо.) Куда я теперь с пузом-то?
Петя (меняется в лице, роняет револьвер, тот от падения срабатывает, в углу разбивается старинная ваза.) Как? Когда?
Варя (всхлипывая, крепко обхватывает Петю, целует по всему лицу.) Да-да! А ты и не догадывался, дурачок ты мой!
За дверью слышится сдвоенный топот, вваливаются Дуняша и Епиходов.
Епиходов (заполошно). Что? Кого убили?
Дуняша подбегает к Варе, тревожно смотрит.
Варя (краснеет). Все живы! Подите прочь! (Указывает рукой на дверь.)
Дуняша (растерянно). Прибраться бы.
Варя (сердито). Не надо! Потом.
Дуня и Епиходов молча ретируются.
Петя (берёт Варю за руки, чуть отстраняется, озадаченно и озабоченно разглядывает). Но как же мы будем теперь жить?
Варя (улыбается сквозь слёзы). Ничего! Ты же у меня вон, какой умный! Что-нибудь придумаем.
Стук в дверь.
Варя (злобно). Я же сказала, вон!
Дуняша (из-за двери, обиженно). Там Лопахин приехал с каким-то господином.
Варя (стирает слёзы). Ну что ж, зови.
Шумно вваливаются Лопахин с Вишняковым. Вишняков, против обыкновения, одет в заячью шубу, на голове лисья шапка с хвостом.
Петя (растерянно). Владимир Васильевич? Вот так сюрприз! (Оборачивается к Лопахину.) И вам здравия, Ермолай Алексеевич!
Вишняков (раскидывает руки, подходит, обнимает, троекратно целуются). Нельзя мне сейчас в Москве. Ищут. А за типографию спокоен, у меня приказчик толковый. Любое дело, оно ж, как часы: раз настроишь и заведёшь, само всё работает**. Это любой начальник уметь должен: главное, чтоб командовали умные, ответственные и неленивые, а глупые и нерадивые всё дело испортить могут. Да что о делах? Ты меня со своей... (Замечает кольца.) О-о! ...супружницей познакомь.
Петя (берёт Варю за руку, подводит к Вишнякову). Варвара Степановна Гаева, ныне Трофимова, прошу любить и жаловать.
Вишняков (улыбаясь, целует руку Варе.) Весьма рад знакомству!
Варя (делает книксен). Взаимно рада!
Лопахин. Варенька, скажи, душа моя, Дуняше, пусть нам в гостиной накроют, а то озябли и проголодались в дороге, а мы пока тут побеседуем.
Варя (улыбаясь). Как скажете, Ермолай Алексеевич!
Выходит.
Вишняков (вынимает из кармана десять золотых червонцев и отдаёт Лопахину). Однако, ты выиграл, Ермолай!
Примечание:
*В честь Клио, музы истории.
** Переделанная цитата из романа Л.М.Буджолд "Танец отражений"
ДЕЙСТВИЕ 6
Действие 6
Утро следующего дня. Столовая. Петя, Варя, Вишняков и Лопахин завтракают. Заглядывает Дуняша.
Дуняша. Господа, не надо ли чего?
Лопахин. Дуняша, мы в прихожей две корзины оставили, скажи Епиходову, пусть принесёт.
Дуняша. Как изволите! (Выходит.)
Вишняков. Удивил ты нас, Петя! Первый, кто после фильмов не пытался на себя руки наложить.
Петя краснеет, Варя бледнеет.
Петя (потупив взор, с трудом выговаривает). Пы-тал-ся. Варечка милая остановила. (Нежно кладёт руку на руку Варе.)
Варя (поминутно меняясь в лице). Я вчера, было в церковь собралась, на икону в углу глянула, а у Богородицы такой лик скорбный! (Всплеснула руками.) Думаю, ну что это я на пустом месте дёргать буду? А сердце-то гложет. Чтоб совсем дурой не выглядеть, компоту налила и пошла, а там .. (Голос её дрогнул, затем справляется с собой.) Стоит мой Петечка у зеркала с револьвером и говорит, отойди, мол, кровью забрызгает. Я и сказала, чтоб нас сперва с ребёночком. (Испуганно прикрывает рот руками.)
Петя (виновато). Вазу разбили.
Лопахин. Эту синюю-то, да и Бог с ней. Никогда мне не нравилась. (Подмигивает Варе.) А ты молодец! И учуяла, и повод придумала.
Все улыбаются.
Входит Епиходов с корзиной, зацепляется за порог, роняет. Из корзины выпадает и разбивается огромный арбуз.
Все. Епиходов!
Лопахин (с досадой). Ну, как всегда! Последний арбуз из Харькова привёз. И где теперь ещё достать? (Машет рукой.) Иди уже с глаз моих!
Петя (желая разрядить обстановку). А на что спорили, Ермолай Алексеич, коли не тайна?
Лопахин (ухмыляется). Да, на ваше обрученье. Он говорил, что не можно так быстро, а вы уже и пополнение себе готовите.
Варя и Петя смущены, Лопахин и Вишняков ободрительно улыбаются. Распахивается дверь, без стука входят Епиходов и Пищик. Пищик в новой шубе и шапке, лицо довольное.
Пищик. Здравия вам, господа! Как отлично, что я всех тут застал! Ехал себе, дай, думаю заеду.
Варя (тихо ворча). Ну и ехал бы себе мимо!
Лопахин (сердито). Денег не дам!
Пищик (торжествующе). А я не к тебе, я к Владимиру Васильевичу.
Вишняков порывается встать, но Епиходов и Пищик выхватывают из-за пазух револьверы.
Пищик (резко). Всем сидеть!
Лопахин (растеряно). Грабить пришёл?
Пищик (раздражённо). Молчи! Не до тебя сейчас.
Лопахин (игнорируя). Епиходов, а ты как же?
Епиходов (виновато). Прости, растратился я! Не умею деньгам счёт вести.
Лопахин (растроенно). Так ведь, можно ж было поговорить, разобраться.
Пищик (раздражённо). Хватит болтать! (Достаёт из потайного кармана папиросу.) Епиходов, спичку!
Епиходов (суетливо). Сейчас-сейчас!
Запихивает револьвер в боковой карман, из другого достаёт коробок и подносит огонь. Пищик затягивается, в это время заглядывает Дуняша. Все, кроме Пищика и Вишнякова теряют сознание.
Пищик (удовлетворённо). Ну вот, Владимир Василич, он же Ульдемир Вишневич, он же Вальдемар Черри, теперь можно и поговорить.
Вишняков (взволнованно). Что с ними?
Пищик (покровительственно). Ничего особенного. Поспят и всё забудут. Мы с тобой к этой дури привычные, (Убирает револьвер, осторожно забирает у Епиходова, ставит на предохранитель.) Только, ты пока двигаться не можешь, а я заранее антидот принял.
Вишняков (борясь с временным параличом). Я всё объясню.
Пищик (усмехаясь). Да-да! Ты всего-лишь, возомнил себя богом.
Вишняков (краснеет). Да, нет же!
Пищик. Дай догадаюсь! (Изображает задумчивость.) Тебе стало жалко своих предков. (Отодвигает стул, садится, притягивает большое блюдо с жареной курицей, отламывает зажаристую ножку, впивается зубами.) Блаженство! (Кладёт обратно.) Жаль некогда! Так вот, слава Хроносу, они тебе не предки, а то бы ты сейчас самовыпилился, как тот идиот, что амерканскую мечту хотел. Его прямой предок погиб в Нагасаки. И чёрт бы с ним, да исправить его прогрессорство (Это слово произносит с отвращением.) мог только он сам. Ты знаешь, что в Базовой реальности ядерное оружие появилось только в ХХII веке, и никто его так и не применил?
Вишняков поражённо молчит.
Пищик. Вот, помолчи и подумай, что будет, если хроноалгоритмы станут известны в этой Реальности сейчас? Да, Третья Мировая покажется игрой в солдатики! (Не удерживается, снова откусывает курицу, прожёвывает, прикрыв глаза от удовольствия.) Думаешь, просто так всякое вмешательство запрещено? Додумался! Подсунул алгоритмы Лобачевскому, а от того досталось будущему внуку Петеньке. И ладно бы, тот развлекался просчётами англо-бурской войны и прочей ерундой. Ты ж и будущее показал.
Вишняков (пылко). Я клятвы хроноконтроля не давал.
Пищик (иронично). Ага-ага, сбежал, якобы на каникулы в Антарктиду и якобы там в болоте утонул*. Мы сразу поняли, что это не так, когда платиновых предохранителей не досчитались. По горячему следу все твои преподаватели и помчались.
Вишняков (убито). И что теперь?
Пищик (достаёт из кармана два золотых кольца, вкладывает в руку Вишнякову). Сними серебряные и замени.
Вишняков с трудом встаёт, ковыляет к Варе с Петей. Снимает серебряные, надевает золотые. Растеряно оборачивается.
Пищик (ухмыляется). Верно, Трофимову не налезет. Надевай Лопахину.
Вишняков (озадаченно). Но, ведь..
Пищик (строго). Расслабься! Сказал же тебе, что они не твои предки. В этой реальности Лопахин на Гаевой женился. Ребёнка принял, как своего, только, умер тот от скарлатины. Уже в 1919 Лопахина анархисты растреляют, Петя и Варя поженятся, но своих детей не будет. Усыновят беспризорника, твоего предка. А ты, двоечник, этого узнать не удосужился.
Вишняков краснеет, молча выполняет требуемое, медленно распрямляется, вопросительно смотрит на Пищика.
Пищик. Теперь у Лобачевского надо выкрасть твои письма, якобы от Ульдемира Вишневича.
Вишняков. А здесь?
Пищик (устало). Не утащить всё твоё хозяйство. Сейчас пожар здесь устроим. Он, как раз, по пожарным отчётам сегодня. Дым нейтрализует наркотик, аборигены очнутся и выскочат. Хватит рассиживаться, твоей рукой всё уничтожено должно быть.
Вишняков, шатаясь, выходит вместе с Пищиком. Через распахнутую дверь слышен звон открываемых коробок с кинолентами, шорох лент, затем потрескивание и мерцание огня, появляется дым, затем, вспышка и звонкий хлопок. Почти сразу все приходят в себя, Лопахин выбивает креслом окно. Все выскакивают. В следующий миг, огонь добирается до чего-то особо горючего, так, что мощный поток пламени проникает и сюда.
*Примечание:
Имеется ввиду, что из-за глобального потепления, в будущем все льды растаяли.
Обложка любезно предоставлена Михаилом Барбарисовым
1 — по правилам сайта, ссылку не сторонний ресурс ставить не надо
2-е. Сюжет — да. класс. Он все недостатки заземляет. Хорошая фантастическая мысль. 3-е. с языком, на самом деле, неплохо. Нет откровенных графоманских заусениц. 4-е. Да, дорабатывать надо. Многое схематично. Т.е., надо сделать фидбэк. Он делается через диалоги — какие-то полунамеки на такую фантастическую концовку должны быть. Это приведет к увеличению текста. Но, я думаю, у автора вполне может хватить на это бензину итого: чтение позитивное. в голове после прочтения что-то осталось. про доработки можно и подробнее говорить, а начинать надо с того. что часто авторы просто не получают должных отзывов и оставляют все, как есть. в ряде случаев — и фиг ним. Но тут и правда, все довольно интересно |