|
Здесь опубликованы все рассказы авторов ЛитКульта.
Для удобства пользования разделом доступны рубрики. Работы расположены в обратном хронологическом порядке.
476 |
Утра Несветаева не любила. Заснуть ей удавалось только после четырёх, и вся эта бодряческая музыка: лязг трамваев и визг тормозов под окнами, с рокотом низвергающиеся ниагары в соседских клозетах, хлопанье дверями, окрики из окон вслед что-то забывшим растяпам, гавкотня выгуливаемых собак и раздружившихся соседок – её бесила.
Сегодня ей надо было в ЖЭК. Читать Бодлера согнанным домовым активом пенсионеркам:
"...Всё празднества греха, от преступлений сладких,
До ласк, убийственных, как яд,
Всё то, за чем в ночи, таясь в портьерных складках,
С восторгом демоны следят".
Как они возмущённо станут хлопать откидными сиденьями вытащенных из жэковской каптерки советских стульев!
Несветаева представила, кто соберётся: два задрота на исходе мучительного пубертата, случайно затащенные в красный уголок своими бабками, желающими "приобщить внуков к культуре". Сами бабки. Одна средних лет сотрудница, пожертвовавшая обеденным перерывом.
"Съедать по сердцу в день – таков девиз твой гнусный.
Зазывные глаза горят, как бар ночной,
Как факелы в руках у черни площадной", – и вдруг Несветаева срывающимся голосом примется рассказывать им вдогонку, этой черни площадной, которой она, в общем, сочувствовала, жалея за убожество. Сообщит этим пасынкам птиц о том, что всю свою сорока-с-чем-то-летнюю жизнь Шарль рвался служить высокому, мучительно искал идеал, раздваивался между ужасом перед жизнью и восторгом от неё же... Несветаева заплакала.
Она старела, да. Её ледяной панцирь, её броня всё чаще таяла и сочилась. Несветаева ненавидела себя в такие минуты. Она не терпела слякоти ни в других, ни в себе.
Девочки не плачут. Вот.
На девочку Несветаева не тянула уже давно, лет тридцать пять, а то и больше. Объёмистая, как том Толстого, скучная, как многостраничные описания рязанских пейзажей, неухоженная, как заброшенная усадьба разорившихся помещиков, с вороньим гнездом на голове и обломком расчёски в потёртых глубинах большой сумки, в которой с незапамятных времён лежали высохшая губнушка, клетчатый носовой платок, так и не побывавший в деле дежурный презерватив с истёртыми буковками на конвертике из фольги и прямошлицевая отвёртка – подтягивать сломанные бегунки на молниях.
В этом городишке не было ни одного человека, кто помнил бы Несветаеву молодой и красивой.
Тело её влачило сиротскую долю. "Как же ты смеешь жить? – Словно говорило оно своей хозяйке. – После того, как он…"
Она никогда не разрешала себе договорить эту фразу.
Несветаева похрустела суставами артритных пальцев, резко села в кровати, так, что в глазах начался снегопад, сунула узкие ступни в войлочные тапки и поплыла в маленькую кухоньку поставить джезву на плиту. Зажгла газ и нырнула в ванную.
Как не хочется в ЖЭК! Но Конотоп с таким трудом устраивал ей эти копеечные подработки!
– Лиза, умоляю, ты же знаешь, как рвалась туда Алёна Гомеровна, у неё и диплом позволяет, я еле отговорил управдомшу от Гомеровны, сказал, она своей монотонностью мух на лету усыпляет, – молитвенно воздевал руки и закатывал возмутительно, не по его летам, синие глаза Зигфрид (откуда он взялся в её жизни, Несветаева уже не помнила, но ценила, что можно иногда прислониться к чьему-нибудь плечу, более широкому даже, чем у неё.), – Ну будь ты человеком, сходи! Хоть колготки себе купишь!
Несветаева, вспомнив их последний разговор, потянулась к верёвке. Пощупала следки – нет, не досохли. Змея полотенцесушителя оставалась холодной с начала сезона. Надо будет заодно поскандалить в ЖЭКе, решила Несветаева. Но вначале она распишется в ведомости.
Вздохнув, Несветаева напялила брюки. Она не любила одежду на поясе, когда пуговица вдавливается в пупок.
Выбрала свитер подлиннее, чтобы прикрыть, как любят обозначать в женских журналах, "зыбкое место" (Несветаеву забавлял этот гламурный эвфемизм, она обычно выражалась прямо, называя любые, самые необсуждаемые в обществе вещи своими именами).
– А точно ли есть такое выражение – "зыбкое место"? – забеспокоился один из авторов.
– Строго говоря, "зыбкая зона", – начала душнить вторая родительница этого корявого повествования. -- Если бы ты был подписан на Эвелину Хромченко (боже, это ещё кто?!), ты бы знал... Но в последние годы слово "зона" приобрело устойчивые негативные коннотации.
– Тоже мне проблема! Назовём всем понятным словом "дырка".
Распечатанное на принтере фото на стене змеилось ухмылочкой, как те, из портьерных складок. И всё же лицо на портрете было добрее, чем зеркало.
На груди не застегнулось – не сошлось из-за свитера. На тонкую бы блузку! Несветаева заправила под пальто конец шарфа – так не продует.
Наконец, сборы были закончены. Несветаева вышла с запасом времени, что-нибудь закинуть в кишку, чтобы не урчала во время лекции. Через улицу стояла вареничная.
Несветаева подёргала ручку – дверь не поддалась.
– Ладно, часик вытерплю, – решила так и не позавтракавшая лекторша и двинулась к облезлой сталинке, в цоколе которой размещалась кормившая её иногда жилищная контора.
– Слушай, а не перекармливаем ли мы читателя инверсией? – опять занудил один из авторов.
– Мы ж договорились: пусть ему в этой главе тоже станет неуютно, пусть читатель с самого начала ощутит, каково Несветаевой протискивать свои обильные плечи в узкие двери привычного редакторскому глазу формата, прочувствует всю эту тесноту заданных критиками рамок.
– А, да, – согласился первый и потянулся в буфет за чекушкой.
В ЖЭКе Несветаева столкнулась с Гомеровной.
Свежее каре, седина закрашена, маникюр – от Алёны несло парикмахерской. Одета тщательно – учительская привычка быть образцом.
– Василькова, – окликнула она Несветаеву по печатному псевдониму. В лито к Несветаевой обращались исключительно так. Разве что за вычетом Конотопа, да он и имя её знал – необъяснимая посторонним степень близости.
– Василькова, кому подлизываешь лекции у меня уводить? Ты ж даже не филолог, уж не говорю поэт.
Алёна Гомеровна была обладательницей диплома пединститута и каких-то курсов повышения квалификации, а также входила в методобъединение славистов при гороно. Иногда ей удавались стихи, но читатель явственно ощущал пот, который излила прилежная авторша при их создании, перелопатив уйму литературы и усеяв текст надо и не надо именами собственными, историческими датами, названиями марок одежды и напитков, которые на слуху, названиями модных курортов и нашумевших спектаклей, обрывками узнаваемых либо неузнаваемых чужих стихов – короче, всем, что должно было выказать недюжинную эрудицию Гомеровны.
Тут Несветаевой крыть было нечем – с её стихотворениями, непородистыми, в простенькой одежонке, единственным источником которых была мучившая её уже много лет бессонница.
Три академические справки из разных вузов, включая – в этом месте не смеяться, авторам и так больно! – политех, промышленное и гражданское строительство, да любовь к библиотечным залам – вот и весь несветаевский образовательный багаж.
– Алёна, и тебе здравствуй, – коротко ответила она и боком протиснула свои обильные плечи в дверь красного уголка.
Гомеровна была ещё ничего. Не такая ядовитая (остроты ей, что ли, не хватало?), как Тамерлан Топорищев. Тот, вроде, и похвалит иногда – но так, что весь день во рту металлический привкус. Тамерлан вёл род от самого. Того, в честь которого был назван. Ну так он говорил, а оспаривать никто не решался.
Ещё он гордился знакомством с режиссёром Иоселиани и тем, что пил чай с Лиличкой Брик на исходе её долгой и насыщенной жизни. У Тамерлана даже случилась публикация в настоящем толстом журнале в незапамятные времена, когда напечататься ещё чего-то стоило, но платить было не надо.
"В целом стих написан неплохо – начинал Тамерлан. – Понимаете, но он калька со стихов... (здесь перечислялись фамилии вошедших в хрестоматии поэтов второго эшелона) и прочих. Стоны. Мы на этом празднике чужие… звон гитарный…
Будь эти стихи написаны в 20-е годы прошлого века, еще ничего – да и то, как писал Есенин о Клюеве (несправедливо) "и в клетке сдохла канарейка".
Чтобы критика была продуктивной, я тоже не хочу здесь всё перечёркивать, ничего не предлагая, но что предложить-то?
Переписать всё? Наверное, да", – отправлял гордый потомок очередной несветаевский текст в урну с прахом прочих юных и не очень дарований.
Несветаева никогда ничего не переписывала. Как ничего не "улучшала" в своём облике, чтобы кому-то понравиться.
Я звучу, как гармонь-двухрядка:
Обнимай меня, разжимай меня –
Всё равно пою одинаково.
На ноте упадка.
Как пластинка на патефоне –
Застревая всё в той же трещинке.
Поскрипит, постонет, утонет –
Заезженная.
Или шестистрункой подъездной,
Подбирает мальчишка гордо
К незамысловатой песенке
Три аккорда.
...
Я б хотела виолончелью
Под смычком самого Бога.
Только голоса нет. Ну чем мне?
Убого, – смиренно отвечала она на критику.
Погружённая в не самые приятные мысли, Несветаева вывела для себя, что думать на полный желудок не столь тягостно и вновь отправилась в вареничную.
– Эй, так а кт-то из ужав… уважмых дм пбедил-то? – заплетающимся языком спросил напарника один из авторов. – Мы ж не напсали, чем зкончилась стычка Невс..светеавой с Гмеровной. Нех ршо, чтатль уже сделл ствки.
– Да пох, эт промежутчна пбеда. Глвное сржение впреди.
Ольга, здравия.
Вчера было поздно отвечать, поэтому сегодня. В общем, исправили/дополнили. Мнение со стороны ценно. Прислушиваемся. Спасибо. Посмотрите, пожалуйста, перелопатили главу. |
Здравствуйте, Ольга.
И как же автор любила такие вот утра, с долгожданными комментариями! Спасибо за свитер, авторы недоглядели, за что будут лишены… А, нет, пардон. Недоглядели уважаемые комментаторы. На груди не застегнулось «из-за свитера». То есть, не застегнулось нечто, надеваемое поверх свитера, свитер помешал этому чему-то застегнуться. Вот на тонкую бы блузку… Подразумевалось пальто (замечательно было бы манто, но увы, Несветаева — известная нищебродка). Помчалась переписывать главу с учётом замечаний. Непременно вставлю выпущенное (хотя без него спокойно можно обойтись) слово «пальто». Ой, нет! Ещё раз прошу прощения. Упомянуто злосчастное пальто. Вот же: «На груди не застегнулось – не сошлось из-за свитера. На тонкую бы блузку! Несветаева заправила под пальто конец шарфа – так не продует». Спасибо. Вы великолепны. |
Спасибо, Денис). Что очень старались — очень видно, даже ничем не вооружённым глазом)).
Но мне удобней всё же читать и разбирать поглавно). |
Утра Несветаева не любилаЕсли «утра» в Род.пад — это чересчур манерное начало, к.м.к. Если же во мн.ч. — зачем? низвергающиеся с рокотом ниагары в соседских клозетах,трудночитаемая инверсия (понимаю, что хотелось применить звукопись), к тому же Ниагара (река) только одна, как и знаменитый водопад. Или же получается нечто (что?) «низвергающееся» (как?) с рокотом ниагары. Как они возмущённо станут хлопать откидными сиденьями вытащенных из жэковской каптерки советских стульев! Два задрота…Снова тяжеловатая инверсия, к тому же получается «они… два задрота», я бы перестроила эти две фразы. Описание героини достаточно красочное для знакомства с ней читателя, однако пассаж с утренним одеванием — это то самое пограничное качество текста, о котором я говорила ниже. Не знакома с упомянутым эвфемизмом (как и с упоминанием о нём в женских журналах, да и существует ли всё это или выдумано?), но воспринимается не столько иронично, сколько именно пошло. Кроме того, получается в итоге, что м-м Несветаева надела брюки, «свитер подлиннее» и...«на груди не застегнулось», это как? Я бы посоветовала этот фрагмент переработать. так и не позавтракавшая лекторша… двинулась к облезлой сталинке, в цоколе которой размещалась кормившая её иногда… контора-? Тоже перестроила бы фразу, неудачный каламбур, к.м.к. с её в простенькой одежонке стихотворениями,споткнулась, трижды перечитала… просто невыносимо корявая инверсия — авторы, пощадите! Зарисовка ( с натуры, я так полагаю) редактора Тамерлана улыбнула, но его сентенции тоже можно бы и подсократить, уж очень невразумительны)). Ну и наконец, финальный вопрос: что же там, в ЖЭКе-то произошло — столько многообещающих волнений в начале главы было заявлено? Кто кого, эрудированная Гомеровна или главная героиня? А то — «обильные плечи» (ужасный эпитет, кстати), потом сразу почему-то стих — и в вареничную… Ощущение обманутых ожиданий у читателя. Что ж, будем надеться на разъяснения в сл.главе. |
Спасибо, Ольга.
Искренне надеемся, что понравится. Мы и правда очень старались. Много материала было забраковано как раз, чтобы не пережать. На всякий случай полная версия здесь: litcult.ru/majorprose/34817 |
Приветствую, авторы! Рада новому плодотворному тандему на ЛК.
Ну вот, добралась и я до Вашего произведения). Общее впечатление. Жанр: сатирическая сага о провинциальной (и не только) литературной (и не только) жизни, основанная на мимоходных наблюдениях и некоторых (авто)биографических экскурсах. Идея замысла проста и не нова, но (мастера этого жанра, великие и не очень, не дадут соврать) и сложна одновременно. Ведь, чтобы читателю было интересно, нужны не только бойкий язык и какой-никакой сюжет, но и свежий взгляд, и яркие достоверные образы. Кроме того, здесь очень тонка грань между легкостью стиля и пустословием, между иронией над пошлостью и самой пошлостью… Что ж, будем посмотреть, как это получилось – и в целом, и поглавно)). По данной главе, точечно – выше. |
Это просто мнение читателя, который не знает что там имеют в виду авторы, я просто читаю и слежу за образами которые возникают. Так что примите как есть, без объяснений что там вам кажется. Считаете, что это не так — откиньте. Моё мнение все лишь частный взгляд.
|
Авторам показалось, что само название Верхнее Захолустье объясняет достаточно: вокзал и центр в крохотных городках рядом, вареничная это не модная московская едальня «под СССР», а сохранившийся с аутентичных времён рудимент с божескими ценами (владельцу даже не с чего сделать ремонт и обновить декор).
Презерватив в сумке — со времён, когда он мог пригодиться. Написано же — упаковка истёрлась. Резко встаёт — иначе не встанет, только рывком. Поплыла — ибо корпулентная, как флагманский корабль (авторы в курсе, что морские суда ходят, а не плавают). Спасибо за внимательное чтение. Приходите ещё. Читательские замечания учтём во второй редакции. |
пару слов — текст удачный. вопросы уже ближе к 10-й главе
но прочие комменты интересный хотя бы на предмет изучения — как читают, читают ли, внимательно ли, листают ли, какова читательская квалификация. прочее |
Аллюзии на Толстого, разоренные усадьбы понравились, это сильно! Провести бы эту линию через весь отрывок. Сорокинский прием, но интересный. Много нестыковок, которые разрушают единство образа, то есть, если их применять, то нужно объяснение. Презерватив, даже истертый, выпадает, такие женщины не ждут и скорее угнетают либидо и если что-то случается, то с презервативом как раз проблемы. Если не так, то объясняйте (у нее было и она с тех пор...)… То же самое — она толстая как растрепанный том Толстого и вдруг резко встает в кровати, а потом опять поплыла. По умолчанию нет ничего резкого, а если есть (испуг, забыла!), то почему? Вареничная выпадает из образа жизни бедного бюджетника в провинции (с сотворения России в любой формации. Попить кофе в кафе -шантане глядя на прохожих и читая свежую газету(угу!))). Не по деньгам — раз Два -.все такие заведения в центре города в туристической зоне или вокзалах. Конечно всегда может идти речь о частном случае, но в авторское чутье именно в том, чтобы давать пояснения там где надо и молчать об очевидном. А вообще перечитайте начало 12 стульев как Ипполит Матвеевич собирался на службу, тут очень много перекличек, а по духу так вообще один в один.
|
Вадя, да сегодня с телефона пытался зайти — не получается переход на крупную прозу, видимо, функционал сайта такой. Ну или я безрукий.
В общем, снёс текст и публикую в прозе. Поглавно. Но быстро дойдём до непрочитанного. Чуть терпения) |
Это только начало кошмарного сочинения неокрепших умов)
Кстати, зашёл к Вам на страничку — не нашёл зыбкого места… Непорядок) |
я уж прочитал тот большой кусок
а уж и нету его коммент тогда надо писать, как главы дойдут до прочитанного момента |
«Зыбкое место» — это действительно из женских журналов? Не, я знаю что при дворе Людовика тринадцатого было принято всем частям тела давать вычурные образные названия. Неужели в глянце до сих пор это практикуют?
В принципе интересно. Иногда слишком колбасит текст. То про дыру, то про продуктивную критику. Стиль и адекватное чувство меры стоит ещё нарабатывать. Кстати, у меня есть стишок, ко Оры тоже называется «Хмурое утро») Офигеть совпадение) |
Проза у нас на ЛК совсем загрустила.
Кругом одни поэты) Вот и решили с Мариной маленько оживить любимый портал, и замахнулись сразу же на крупную прозу — целую повесть) Обязуюсь ежедневно и поглавно выкладывать, что у нас по итогу вышло. С вас, уважаемые литкультчане, литкультчанки, редакторы и простые гости — комментарии, но главное, конечно, — постараться не пройти мимо и ознакомиться. Всем спасибо. Мира, добра. |