Нимир-ра

Кто где: (1)

Новый Любимый Стих:

Комментарии

012
Красивая поэтическая проза, что в общем-то и неудивительно от автора – главреда раздела стихов )
Текст и так привлек к себе внимание, но хотелось бы еще кое-чего добавить.

В рассказе на удивление мало переживаний ГГ по поводу смерти друга, поэтому само это событие кажется со стороны уж больно маловажным.
Развязка получилась слишком скоротечной по сравнению с продолжительным нагнетанием обстановки, эта несоразмерность тоже придает некоторую незначительность смерти Саньки.
Конечно, нигде в тексте и не говорится, что они были с ГГ прямо не разлей вода, но тот все-таки называет Саньку другом, поэтому, если автор хочет сместить акцент с этого события, то, возможно, стоит увеличить дистанцию между персонажами.

Напрашивается параллель между легендой о камне и ситуацией между Санькой и его другом, но ее непросто отследить. В первом случае был хэппи-энд, девушка сбежала, обретя свое счастье. Во втором случае Санька тоже отчасти добился своего, но его, в отличие от камня, пущенного вслед девушке, рок настиг. Единственное, что объединяет главных действующих лиц того и другого сюжета, это стремление в благих целях не допустить мнимого, по их мнению, счастья второго действующего лица. В основном сюжете главный герой все-таки сдался, и дал другу зеленый свет, но, как мы видим, корни древнего сюжета не дали этому свершиться и завершили то, что не смогли закончить в легенде.

Понравилось, как переплетаются рассуждения ГГ в начале рассказа о старой легенде:
не злоба и жадность заставляли бая стеречь свою дочь, а любовь. Даже самая чистая и искренняя родительская любовь мешает смириться с неизбежным фактом, что ребёнок – гость в доме, а уж как причудливо-извращённо порой выглядят чувства, если сердце – холодное, каменное, словно скала, возвышающаяся над ледяной водой Славного моря.
и рассуждения в дальнейшем о своем друге:
Я знал, что Санька давно и с любовью писал свою повесть, да и писателем он был неплохим, но никому неизвестным. И по-хорошему мне надо было наплевать и на больших дядек, и на конъюнктуру и на всё, что бы я ни придумывал в качестве отговорок – глядишь и исполнилась бы давняя Санькина мечта, а сам бы он вышел в люди. Надо было… Но почему-то я этого не делал – то ли до конца не верил в своего друга, то ли ещё чёрт разберёт почему.
и кульминация его рассуждений ближе к концу рассказа:
Но вместо того, чтобы увериться в том, что Санька зря на меня сердится, я только ещё больше засомневался в своей правоте. И казалось, что осуждает меня даже разгневанный дух Славного моря, старик с каменным сердцем – Шаман-камнем, который чёрной точкой то и дело появлялся среди волн
И, наконец, герой, как бы доказывая, что сердце у него не каменное, говорит другу:
– Короче, есть одна возможность – если выгорит, то будет у тебя книга. Вроде пытается не повторить старой истории, но история будто бы сама вмешивается в ход событий, внося очень привлекательную мистическую нотку в рассказ.

Конкретика про УАЗик, американский мотор, восточный причал и т. п. мне, напротив, понравилась, она создает необходимый эффект присутствия, что не дает тексту превратиться в абстрактные рассуждения о местах, где ни автор, ни читатель никогда не были.

И еще один момент, более детальный.
В начале текста автор пишет о речушке – молодой девушке, а в следующем же абзаце говорит:
Но эта река была другой. Несло от неё приятной свежестью. Значит, не старуха она, а девушка-красавица Ощущение, что перед ним был абзац про старуху, но автор его удалил, забыв подчистить следующий, имеющий к нему отсылки.

Вот, пожалуй, и все. Несмотря на замечания, текст, в общем и целом, плюсовой, оценка соответствующая.
Стоял …. летний вечер Это еще зачем?

Но сегодня произошло то, что полностью изменило его жизнь. Лучше избегать подобных фраз.

стараясь поскорей покинуть место конфликта. Неудачное выражение, конфликт – это не избиение девушки ногами.

рванул вызволять из беды девушку. Все-таки «рванулся». И снова неуместное выражение вызволять из беды.

Андрей руками оттолкнул парня от неё Можно не уточнять, что руками.

— А ты кто такой? – удивился парень, — Тебе что нужно? Очень далекие от реальности фразы для подобной ситуации.

На лице её были гематомы и множество кровоподтёков. На руках так же присутствовали синяки. Как-то рановато для гематом и синяков.

Студент посмотрел на того, кто только что избивал это милое создание. И снова лишняя экспрессия.
Такие нежные, безобидные и красивые, безумно красивые. И здесь.

— Что-то вы совсем не многословны – улыбнулся Андрей, — Ну ладно, на первой же остановке выйдем и пересядем на нужный транспорт. Хорошо?

— Да. – ответила Таня, после чего они хором засмеялись.
И чего здесь смешного?

Оказавшись на своей территории, Татьяна обмелела и стала разговорчивее. Обмелела?

Дальше читать невозможно. Прошлась по диагонали. Все в том же духе.
Если это не дешевый троллинг, то одно их слабейших произведений в ленте прозы.
Автору рановато браться за творчество, лучше просто пока читать.
Этот рассказ трудно назвать самостоятельным произведением. Он больше похож на завязку более развернутого сюжета. Мы наблюдаем последовательность событий, которые не имеют в конце рассказа полной развязки. Все, чем оканчивается встреча с необычной попутчицей – это везение ГГ, выраженное в том, что он успел купить билеты до закрытия кассы на обед. Какая-то мелочная благодарность, якобы полученная молитвами старушки, по сравнению с их диалогом.

Недоработанным у автора остался образ бабушки. В рассказе нам дается краткое представление о ее жизни, возрасте, одежде, но сама по себе она осталось обезличенной.
Взять хотя бы для примера кусочек из диалога:
— Откуда и куда путь держишь? – спросил я.
— В Вязники – отвечала старуха.
— Видать давно уже шагаешь? Вблизи ни посёлков, ни деревень не видать.
— Я тут рядом живу.
— Где, в лесу, что ли? Ухмыльнулся я.
— Да.
По словам персонажа совершенно невозможно определить ни пол, ни возраст, ни то, что могло бы дать читателю контуры, по которым можно было бы нарисовать в своем воображении образ персонажа.

В тексте до конца не раскрывается, почему старушка считает музыку грехом. Непонятно из ее рассуждений, почему перегонять машины – это грех. У нее, конечно, есть для этого объяснения, но в рассказе не хватает краткого экскурса в ее прошлое – что же заставило ее когда-то переменить свою точку зрения, ведь она сама была когда-то артисткой. Читатель, конечно, может предположить, что на ее взгляды так повлиял сгоревший дом, но все внутренние переживания героини остаются для нас за кадром. Неоправданная недосказанность опять же возникает из-за незавершенности образа персонажа, или даже наоборот — незавершенность из-за недосказанности.

Ну и несколько более конкретных замечаний.

День стоял морозный и солнечный, снег скрипел под колёсами «Газели» и слепил блёстками. По обочине дороги шла старуха. По другому её назвать было трудно. Это было где-то между Муромским поворотом и Вязниками. Она не поворачиваясь лицом Четвертое предложение здесь явно не на месте. Необоснованно разрывается повествование о старухе уточнением места действия.

Проживание старушки под поваленным деревом в течение шести лет выглядит совсем уж как-то фантастичным, с нашими-то морозами.

Рассказ требует доработки и продолжения. На данном этапе он имеет довольно мало художественной ценности.
012