hoogin

Нравится автор? Поделись страницей с его творчеством!

Новый Любимый Стих:

Комментарии

012
Итак, немного о механике текста с моей колокольни, г. о. о метафорах.

Это победа ума в миллиард ампер
над эластичным, ёмким, но слабым сердцем.
Перед нами противопоставление ума и сердца как иллюстрация пространства, заявленного в первой строке. Метафора стёртая, т. е., по сути, штамп в крайней форме. Стёртая метафора, как и любой штамп, однако, может реализовываться, «оживать» в новом контексте, в основном за счёт актуализации и развития первичных значений отдельных слов. В нашем случае подобного развития не происходит, стёртая метафора остаётся таковой, а привязка к общему пространству идёт за счёт выдачи произвольных характеристик. Произвольных, собственно, по той же причине: их метафорический облик берётся из объявленного пространства, а не формирует его. Но даже при этом в самих характеристиках наблюдается разлад. Ум в миллиард ампер: ампер – языковое происхождение, видимо, от электрических импульсов мозга, сила тока – сила ума, миллиард – типичная гипербола; в результате метафорической характеристикой ума становится сила тока. Однако у заявленного прямого (победой над) оппонента метафорических соответствий не находится. Ёмкий – единственное, что приблизительно соответствует (электрическая ёмкость), но в актуализированных значениях особого смысла не имеет; эластичный – частично дублирует ёмкий, но совершенно уводит от электрической темы (тем более находясь на первом месте в ряду определений); слабый – просто общее определение (коннотаций к выражению «слабое сердце» в смысле здоровья мной в контексте не обнаружено). В результате мы наблюдаем ту самую квазиметафоричность: метафоры вроде бы есть, но все они стёртые, складывающиеся в одно целое только в своих привычных, устоявшихся значениях, и это происходит на всех уровнях семантических связей.

Довольно подробно одна метафора рассмотрена потому, что всё вышесказанное типично не только для данного текста, не только для данного автора, но и огромного пласта сетевой поэзии.

шкаликов пустоты
обидой поджатые наши рты
страх насадив на лабораторный крюк
от утрат тупятся твои инстинкты
смерть и туман уплотняются к ноябрю
ни грамма веры ввести под кожу
Почему в текстах настолько употребительны общие понятия, типа пустоты, веры, утрат, страха, тишины, любви, etc., а также всевозможные -нии и -ости? Да всё просто: они легко и свободно помещаются в любой метафорический контекст. Абсолютно в любой! Почему это обычно плохо – уже сказано выше: все свои характеристики они получают от заявленного пространства, но сами его не формируют в силу своей невещественности, отсутствия собственных характеристик (то, что ими кажется, на самом деле почти всегда такие же стёртые метафоры). Отсюда, на мой взгляд, следует логичный вывод: либо образное пространство должно формироваться чем-то помимо, напр. предметными деталями, либо все присваеваемые и овеществляющие характеристики должны взаимодействовать между собой на том же предметном уровне. Только в этих случаях образное пространство получает необходимую целостность, где общие понятия могут обретать личные черты и новые оттенки смыслов.

Наблюдаем ли мы первое или второе в данном тексте? Мне кажется, нет.

Вместо этого обычно получается мешанина микроконтекстов и скачки с плана на план. Мы смотрим на метафору из двух слов, но чтобы связать её с третьим, надо забыть о предметных свойствах первых и взять только общий смысл. Мы смотрим на микропространство из двух метафор, но чтобы связать его с третьей, нам надо забыть о его свойствах и взять только общий смысл. И т. д. По сути, читатель занимается тем, что переводит образную речь автора в буквальную. Но настоящая образная речь не переводится, она воспринимается цельно на всех своих уровнях и во всех своих значениях, в буквальном и переносном – всегда! В противном случае, считать речь образной, а следовательно, поэтической – оснований недостаточно.

И пару слов о пуанте. По моему мнению, пуант замыкает текст не неожиданно для читателя, а наоборот, наиболее ожидаемо. Просто это ожидание формируется не на том плане, который выводится под нос читателю. Если же эти планы в принципе не выстроены, говорить о пуанте затруднительно.
012

Сбор средств на развитие и поддержку нашего литературного портала