Рейтинг: 0

Пока за эту работу никто не проголосовал

Автор: zlaja_kysa

Просмотров: 2620

Комментариев: 7

Рубрика:  философия

Тэги:  наблюдения

О нравственности

"На сегодняшний день если собрать с поверхности все определения нравственности и отсеять все определения, возникшие в той или другой среде, то на дне останется наипростейшее и наиглавнейшее — как бы ни хитрил человек, призывающий к нравственности, всегда оказывается, что нравственность это то, что нравится лично ему.

Он, конечно, не говорит „моя нравственность“. Он говорит — „наша“. Объявляет ее свойством кого-нибудь, от имени которого он якобы выступает. Однако ежели этот же клан потребует от него самого выполнения того, что он объявляет нравственным, он визжит, и увертывается, и вносит уточнения, и так далее, и так далее… И обнаруживается, что „наша“ нравственность это то, что „ему“ нравится. Но не в себе, а в других. То есть что его представления о нравственности всегда относятся к другим, а не к нему.

Вот печальная истина и новинка.

И на деле выходит, что нравственный лишь тот, кто громче требует от других, чтобы они нравились лично ему.

А вместе с тем, каждый хочет, чтобы существовало все же некое нравственное целое, частью которого будет он сам.

Все попытки сформулировать единый нравственный закон разбиваются о практические действия людей, увертливо живущих среди тех, кто пытается этому закону следовать. И невольно приходишь к мысли, что где-то в самом корне вопрос поставлен неверно, неприродно и механически.

Я не знаю, как в других языках, но в русском языке слово „нравственность“ происходит от слова „нравиться“, которое происходит от слова „нравы“, которое в свою очередь происходит от слова „нрав“, „норов“, то есть характер, то есть личный способ откликаться на призывы снаружи и изнутри.

И потому „нравственность“, то есть нравственное целое, не делится на одинаковые кирпичи по штуке на каждого, а, наоборот, оно, это целое, складывается из разнообразных характеров — „нравов“ в нравственность общую.

Если я не ошибаюсь и это действительно так, то нужен совершенно иной подход — не унификация людского поведения под один ранжир, поскольку человек не есть унифицированный патрон 7,65-го калибра, годный для любой винтовки русского образца, а также для германского манлихера, а наоборот, нужно использование разнообразных возможностей разных норовов-характеров для сложного, но единого поведения общества в целом.

Нравственность — это, конечно, гармония, а гармония — это не сумма одинаковостей, а произведение различностей, складывающихся в прекрасное целое. И нельзя от ноты „до“ требовать, чтобы она звучала как нота „ре“, можно только желать, чтобы она занимала нужное место в аккорде.

То есть, приблизительно говоря, безнравственность — это когда человек занят делом, к которому он не приспособлен.

Нельзя требовать от монаха, чтобы он вел себя как Дон-Жуан, и нельзя от Дон-Жуана требовать, чтобы он вел себя как монах. У них разные норовы.

Если Дон-Жуан позорит монаха, то Дон-Жуан — быдло, если монах позорит Дон-Жуана, то монах — быдло. Это тот, кто пытается свой характер, свой норов сделать образцом для других и хочет своему характеру, норову, нраву не надлежащего места в аккорде, а привилегий.

Общественное бытие определяет сознание, в том числе и индивидуальное, это так. Но оно лишь определяет сознание, регулирует, но не порождает его. Порождает сознание природа — ребенок родится с головой на плечах, и один человек родится с таким норовом, а его близнец с другим, — бытие станет их норовы определять, то есть направлять, уточнять и далее, но норов дается от рождения. Одинаковость — это иллюзия. И если норов попадает на свое место в жизни, то ему цены нет, а если же не на свое — случайно или по пронырливости, — то тайное чувство неполноценности превращает его в быдло.

И мне кажется, что вся нравственность и безнравственность проистекают отсюда.

Может быть, я ошибаюсь в подходе к нравственности с неожиданной стороны, и я приму поправку от кого угодно, даже от умного врага, но только не приму поправку от быдла. Потому что я насобачился его различать под всеми личинами, которыми оно прикрывает свое оголтелое желание, чтобы оно, быдло, было признано образцом."

 

Михаил Анчаров «Как птица Гаруда»

Дата публикации: 19 декабря 2015 23:10

Комментарии:

Я бы не был столь категоричен в вопросе неизвестности ответов Бога. Докажите, мне, что первую главу Библии написал человек без Его подсказки и от моей веры не останется, видимо, и следа. Думаю, что скорее всего больше всего на нас влияет то, что наличие Создателя подразумевает зависимость от Него, а многим из нас этого, ой, как не хочется — вот и придумываем себе всяческие отговорки, лишь бы этого не признавать. Лично на мой взгляд, наличие способности размышлять на подобные темы — уже доказывает то, что мы кем-то наделены такой способностью, потому что для эволюционного самосовершенствования это слишком большая роскошь — размышлять о том, не знаю о чём, да и живёт этот предрассудок невероятно долго (я про веру в Бога). До сих пор многие учёные начинают верить в разумного Создателя, чем глубже вникают в сложность простейших микроорганизмов. Время всё расставит по местам, если верить Библии, то это время совсем близко. Я верю, что пророчество из Исаии 11:9 обязательно исполнится и задание данное первой человеческой паре, тогда всё-таки будет выполнено (см. Бытие 1:28; Исаия 55:10,11). Верю, потому что я практик и стараюсь не только теорию учить, но и применять знания на деле и анализировать результат, пока Библия меня не подводила. А выворачивать, как вы сказали, мы умеем, даже доказать, что дважды два — пять, можем.))) Однако рано или поздно истина восторжествует — я оптимист.)))
19 декабря 2015 23:10
Хитрость в том, что ответы Бога неизвестны. Даже постулат о том, что поступайте так как вы хотите чтобы поступали с вами, вывернуть, что я хочу чтобы меня съели, или я хочу умереть героем и как этому относиться? Чтобы все стали героями? Универсальность этого условна.
15 декабря 2015 20:14
Соглашусь, если судья сам оправдывающийся или ему подобные, а если судья — Бог? Под Богом я имею ввиду Создателя, того, кто всё придумал и воплотил в жизнь.
15 декабря 2015 19:57
В принципе оправдать можно все что угодно и нравственность каннибала вполне себе даже, с их, канибальской, точки зрения. Вопрос точек отсчета данного общества, что берется за отправные точки. Нацисты себе вполне имели Библию и это ни на что не повлияло. А то что общество неравно по факту рождения во всех отношениях уже и не обсуждается. Коммунистический проект рухнул.
30 ноября 2015 14:21
так он здесь и не оправдывается ни перед кем, а наоборот обличает оправдывающихся. ты свою библию уже к любому забору готов прибить.
30 ноября 2015 14:02
Пусть буду быдлом в глазах уважаемого Михаила Анчарова, но не соглашусь с ним, потому что уверен, что в Библии записан эталон нравственности, причём могу его сформулировать одним библейским стихом: «Итак, во всём поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами, потому что в этом Закон и Пророки» (Матфея 7:12). А выдуманных людьми оправданий своей греховности и нежелания узнавать и слушаться Бога более, чем достаточно. Анчаров не единственный, кто пытается оправдаться перед Создателем, и побуждает его к этому, как и любого из нас, совесть, которую в нас заложил тот же Создатель. Библия для того и дана, чтобы мы не блуждали, как слепые котята, а чётко видели что, почему, как и зачем. «Твоё слово — светильник для моей ноги
И свет для моей дороги» (Псалтырь 118:105)
30 ноября 2015 13:54

Кто, где

X