Литературный портал Литкульт

Автор публикации: Водярной

Просмотров: 464

Комментариев: 59

Рубрика:  интервью

Тэги:  ЛитКульт без галстуков, Ольга Ерофеева

ЛитКульт без галстуков: Ольга Ерофеева

Дорогие друзья!

Мы предлагаем Вашему вниманию серию интервью под общим названием «ЛитКульт без галстуков», где в ламповой, непринуждённой обстановке наши авторы, редакторы, активные пользователи будут отвечать на самые каверзные, неожиданные и далёкие от любого официоза вопросы.

И сегодня у нас в гостях не абы кто, а Ольга Ерофеева, разговора с которой, признаюсь вам честно, я немного побаиваюсь, ибо Ольга у нас – филолог с многолетним преподавательским стажем, а ваш покорный слуга считает себя лишь скромным её учеником. Но законы жанра требуют открытой и честной беседы (не без провокационных вопросов), так что сомнения неуместны. Чаёк покрепче все заварили? Поудобнее устроились в своих креслах? Начинаем!

Наша Ольга


«Учитель не открывает истины, он — проводник истины,
которую каждый ученик должен открыть для себя сам.
Хороший учитель — лишь катализатор».
Брюс Ли

«Эх, ЛитКульту ещё пару таких редакторов, как Ольга,
и за нашу команду я был бы абсолютно спокоен».
Из личной беседы с Эдуардом Малыкиным


Краткое досье респондента:

- ФИО, ник на портале: Ерофеева Ольга Владимировна, oljetta
- кто есть на ЛитКульте:
«Обычный автор, обычный редактор».
- профессиональная деятельность: «Педагог».
- родной город/ любимый город: Новосибирск/ Тобольск.
- девиз/любимое изречение: «Только ею, только любовью держится и движется жизнь...» (И.С.Тургенев).
- любимые фильм/книга/музыка: «Их ооочень много, просто в разных жанрах (тут нужен отдельный разговор)».
- любимое время года: «Поздняя весна и ранняя осень».
- любимый цвет: «Тёплый».
- еда/напиток: «Свежая/ зелёный чай с имбирём».
- три любимых автора на ЛитКульте: «Их больше))».


- Ольга, моё почтение. Вот наконец мы можем вынести наши беседы, которые происходят в ВК, где я частенько обращаюсь к вам за помощью, в общественное русло. Не секрет, думаю, ни для кого, что вы – мой любимый редактор на ЛитКульте. Но начало наших отношений было совсем не таким безоблачным. Можете припомнить знакомство?

- Вряд ли это ещё были отношения – скорее, рабочая ситуация с новым (тогда) автором: недопонимание, претензии, демонстрации и метания с одной стороны и обычное редакторское взаимодействие с другой… А потом, помнится, меня зацепил ваш первый на ЛК приличный рассказик и захотелось показать добросовестную работу с текстом, чтобы остальные авторы обратили внимание, что вот – и так ведь можно)).

Когда же с удивлением и радостью обнаружила вместо ммм… резких выпадов адекватную авторскую реакцию и желание расти (над собой, что особенно ценно), вот тогда и возникло наше интересное и, скажем так, достаточно полезное сотрудничество.

- Много вот таких литкультчан, как я, обращаются в личку к вам за помощью? Кому-нибудь отказывали, кстати?

- Нечасто, но обращаются…) И – нет, конечно. Всегда рада помочь, чем могу.

- Что для Вас является неприемлемым в публикациях на портале? Личность автора, тематика произведения, обыкновенная безграмотность?

- Думаю, для творческих личностей здесь всё приемлемо, кроме явных нарушений правил ЛК и законов РФ. Лично я не выношу откровенный цинизм и хамство, агрессивное невежество и любой шовинизм в любом виде.

А с безграмотностью просто можно и нужно работать.

- Человек, который пишет много и плохо воспринимает критику – настоящий графоман? И не кажется ли вам, что все мы, пусть немножечко, но графоманы?

- Ну давайте спросим мои любимые словари. Они утверждают, что графомания – это патологическая (!) склонность к чрезмерному, навязчивому письму при отсутствии у страдающего соответствующих способностей, знаний или таланта.

Мне кажется, ответ исчерпывающий. И синдромы этой болезни проявляются, как открыл нам интернет, у большинства людей – в разное время и в разной степени, конечно.) А по поводу негативной реакции на критику… что-то мне подсказывает, что это проблема появилась вместе с человечеством.))

- Расскажу такой случай: гуляем с супругой весной по аллее. Впереди нас высокая стройная девушка. Жена мне: «смотри, какая симпатичная!». Я в ответ, погружённый в собственные мысли: «Так, вот здесь осаночку бы поправить, ножки подтянуть, попу округлить…». Супруга тычет меня в бок: «Ну красивая же!». Я пожимаю плечами. Профессиональная деформация, в общем. Ольга, как у вас с этим? Можете подробно рассказать?

- Что считать деформацией…

Наверное, есть такое: склонность поделиться знаниями (даже когда этого не ждут), попытаться вмешаться, помочь, подсказать (опять же без спросу) – это да, это ещё с детства, просто характер такой, постоянно обжигаюсь и зарекаюсь, но пока тщетно.))

А если говорить о прямо-таки жгучем стремлении поправить грамотность речи или письма собеседника – это вряд ли, всех не переучишь, да и надо ли? Стараюсь позволять себе такое только с близкими или с учениками, ну и как обычный редакторский (корректорский) функционал, не более.

- Сыновья мои закончили школу настоящими закоренелыми троечниками, как и их отец. Но то, что я лучше помню/знаю школьную программу, к моему ужасу, – факт. Ольга, с чем связано такое повальное падение уровня образования? В чём корень бед?

- А вы припомните, сколько прочли книг, начиная с раннего девства – причём по желанию, а не по навязанной школьной программе?  Сколько текстов написали в догаджетную эпоху собственной рукой на бумаге (опять же не только школьных – письма, дневники, документы и пр.)?

Теперь прикиньте примерно, сколько слов и предложений таким способом МНОГОКРАТНО увидели написанными ГРАМОТНО, да ещё и сами прописали? Сколько всего узнали и ПЕРЕСКАЗАЛИ (пусть даже не всегда стройно и красиво) – а не тупо скачали из интернета и решебника, сколько ВЫУЧИЛИ стихов и песен наизусть?  Сколько фильмов, наконец, пересмотрели и обдумали, песен переслушали – и не только ради сиюминутного экшена, ещё ведь и ОБСУЖДАЯ с другими!

Вот вам и ответ. Нынешние дети обделены этим, они даже «Мойдодыра», сказок Пушкина и «Винни-Пуха» не читали, не то что «Трёх мушкетёров» под одеялом с фонариком или Мопассана под партой украдкой…)).

И зачем им вникать в смысл «Человека дождя» или пытаться понять законы мироздания, если умненькая Алиса на любой вопрос ответит, если можно глянуть блокбастер (зажевав его попкорном), сдуть любое сочинение или реферат – и сразу это всё благополучно забыть?

Скудные нейронные связи, крайне бедный коммуникативный опыт, кратковременная память… И главное – отсутствие мотивации для всего этого.

- Педагог – насколько эта профессия подходит под определение «призвание»? У вас не складывается такое впечатление, что раньше учителя были на порядок лучше, чем сейчас? Или дело в самой системе? Есть ли выход? Или мы стремительно падаем в бездну?

- Это призвание, убеждена. Меня лично судьба долго звала, звала и «призвала», и это была заложено, видимо, изначально – несмотря на первое высшее (техническое, между прочим) и многочисленные житейские повороты…

Раньше… и там, где нас нет – всегда лучше.))

А если серьёзно, изменилась та же мотивация и окружающие условия – люди не изменились. Помните, у Булгакова: «напоминают прежних». И да, по-прежнему есть одарённые – и педагоги, и ученики. Есть профессионалы и пофигисты, работяги-трудоголики и духовные (и прочие) лентяи, творческие натуры и не очень, порядочные и способные на подлость… в любой сфере и системе.

Насчёт бездны – только высшие силы знают, куда мы все падаем или по какой спирали движемся… а может, и они не в курсе.

- Нынешняя молодёжь – какая она? В чём её сильные и слабые стороны, если сравнивать с поколениями 40-летних, 50-летних, 60-летних?

- Про поколения вопрос интересный, из категории вечных, думаю.

У моих родителей, например, детство и юность пришлись на контрастные годы: от тяжелейших сороковых до оттепельных шестидесятых прошлого века, у моих ровесников на так называемый относительно мирный «застой» – но всё равно это были советские времена. На долю моих старших детей выпала болезненная ломка и смена целых эпох – от заката советской до условно «перестроечной», когда формировалось, как кто-то назвал, «потерянно-растерянное» поколение, а младшие дети и внуки выросли и живут уже вообще в глобально изменившемся мире… Всё это, естественно, не может не влиять на умы и души, но сравнивать «сильные и слабые стороны» не возьмусь, пожалуй. Это пусть психологи и социологи анализируют и сравнивают миллениалов и зумеров, классифицируя поколения на X, Y, Z и прочие альфа-центавры.))

Для меня дети есть дети во все времена. А молодёжь всегда сначала отрицает опыт отцов, но всё же, невольно усваивая, перерабатывает его и снова приходит к вечным истинам и ценностям, просто на другом витке… И в каждом конкретном человеке в итоге берут верх не столько особенности его поколения, сколько собственная генетика, семейная закваска и способность к саморазвитию.

Если же брать некие внешние признаки, то нынешние молодые люди, по моим наблюдениям, не слишком эмоциональны в выражении чувств, достаточно иронично-критичны и требовательно-практичны, быстро ориентируются в текущем моменте, не испытывая потребность далеко и глубоко заглядывать. Но, повторяю, это не хорошо и не плохо, просто (используя их модное словечко) вайб поколения такой…)

- Расскажите поподробнее о своей профессиональной деятельности. Чему учите, к чему готовите молодых и горячих?

- Ну это обычная история.)

Помогаю школьникам и студентам справляться с трудностями программы и собственной ленью.)) При этом не только пытаюсь пробудить у них практический интерес к предмету (превращая типовое решение тестовых задач, например, в увлекательный квест), но и попутно «инфицирую» своей горячей любовью к родному языку, к литературе в целом. Готовлю к тому, что жизнь – невероятно строгий учитель, гораздо строже меня)).

- Ольга, как получается всё успевать: и в педагогике, и на портале? Ведь наверняка есть какой-нибудь секрет. Давайте уже рассекретим его!

- Да никакого секрета, не так много и успеваю – особенно на портале)). Хотелось бы больше.

- С детства мне твердили: Александр Сергеевич – наше всё. Я лишь морщил нос: ага, «у Лукоморья дуб зелёный». Время прошло. Теперь я тоже с уверенностью утверждаю – да, наше всё. Ольга, как вы понимаете, в чём отличие гения от просто талантливого писателя/поэта? Где проходит та тонкая грань, позволяющая отделить гений от таланта?

- Тут я ничего нового не скажу: талантливых людей множество множеств, их способности сопоставимы – гениев же единицы, их таланты вне каких-либо измерений и всегда открывают человечеству новые миры и горизонты.

Вот, кстати, о Лукоморье… это же не просто дуб, кот на цепи и сказочные персонажи. Символ славянского Мирового древа, сакральное место пересечения Добра и Зла, вЕдомого и невЕдомого, корни национальной духовности, источник истинно поэтического вдохновения – кто бы ещё смог вроде так просто и доступно (даже для сознания ребёнка), но так фантастически увлекательно и волнующе таинственно сплавить всё это и уместить в несколько строк, если не гений? А гению на тот момент было чуть больше 20 лет…

- Если брать русскую литературу, можете назвать настоящих гениев в прозе и поэзии?

- И тоже не буду оригинальна: Ломоносов и Пушкин, гениально одарены Гоголь,  Лермонтов, Достоевский, Чехов, Тургенев, Бунин, Цветаева, Блок, Мандельштам, Ахматова, Булгаков, Ахмадулина, Бродский…

- Тот же вопрос, но касаемо иностранных авторов.

- Конечно, побольше и всех с ходу не назову. Для меня особо значимы из поэтов Гомер, Шекспир, Данте, Хайям, Басё, Гёте, Рильке… Из прозаиков - может, и не все гении, но открыватели миров и направлений точно: В. Скотт, Ж. Руссо, Ж. Верн, М.Твен, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Ги де Мопассан, О.Генри, но Д. Остин, Д. Лондон, Р.Брэдбери, Д.Роулинг…

- Вернёмся всё же в «родные пенаты». Насколько это сложно – быть редактором литературного портала? С какими основными трудностями сталкивается редактор? Насколько неблагодарная эта работа? И есть ли какие-нибудь «плюшки» от редакторства?

- Я не так уж и давно в редакции, около двух лет, деятельность на ЛК — это хобби, можно сказать.) Просто помогаю любимому сайту, чем умею и могу.

Нет, никаких плюшек в редакторстве нет (кроме возможности высоко оценить хороший текст), одни заботы да споры с такими же, как ты сам, сочинителями, порой ревниво, до жутких обид защищающими своё детище …))

Трудности чисто психологические. К сожалению, не все авторы адекватно воспринимают советы или критику — и действительно кажется, что редакторы напрасно тратят силы и время… Но нет, есть в этом смысл, я считаю. Ленту комментариев читают все, и что-то да отзывается, а иногда и бывает очень полезным.

- Злые языки утверждают, что в последнее время происходит повальное падение уровня публикации на ЛитКульте. И связано это с тем, что сегодняшняя редакция, цитирую, «слишком добренькая, боятся обидеть». Согласны ли с этим?

- А знаете, возможно, утверждающим виднее…

Если честно, когда я пришла на портал около шести лет назад, обстановка показалась мне чересчур накалённой, допустимость ненормативной лексики и жёсткость критики ошарашили и озадачили.  Но вскоре стало ясно, что такая вот здесь живая атмосфера и практически – лаборатория слова, где для каждого есть возможность проявить себя и творчески развиваться. Каждый успех или промах высвечивается, будто под лампой с увеличительным стеклом, крупно и детально, разноплановая критика (и собственных, и чужих текстов) подстёгивает, дразнит, мотивирует учиться у сильных авторов. И мне лично это очень помогает.

Но всё же, наверное, судить о художественном уровне текстов правильнее профессиональным критикам или, по крайней мере, людям с большим литературным опытом и безупречным художественным вкусом. Ведь понятно, что на ЛК публикуются в основном авторы-любители (и редакторы, в том числе). Поэтому иногда излишняя категоричность с позиции поучения только отталкивает и пользы не приносит. Сама как редактор начинала именно с этого, но потом поняла, что лучший стиль общения здесь – демократично-доброжелательный. Ведь часто человеку вообще не нужны ни совет, ни критика – он пришёл, высказал свою внутреннюю боль, вот и всё.

- Довольны ли Вы сегодняшней редакторской группой и какие позиции, на ваш взгляд, не мешало бы укрепить?

- Да, Эдуард собрал из нас интересную, активную и достаточно пёструю команду.))

И думаю, это есть хорошо, что тексты комментируются с разных позиций и уровней.

Кто-то пишет просто о впечатлении (нра/не нра, близко, здорово!), кто-то видит и отмечает технические моменты, кому-то доступно оценить поэтику текста. Но главное, мы на данный момент выработали общую определённую стратегию: здесь все – просто творчески увлечённые люди, учителей, мэтров и гениев нет.

Если укреплять, то как раз профессионалами – в любой области, полезной для сайта.

- Само редактирование текста – поэзии или прозы – как оно у вас происходит? Есть ли какая-нибудь особая технология, можете поделиться?

- Это просто увлекательный рабочий процесс.

Сначала слушаешь звук и аромат, потом рассматриваешь лепестки образов, вникаешь в искренность чувств, находишь зёрнышки мыслей.  И всегда хочется помочь растению: поправить неточности, высветить оттенки, выгладить шероховатости изгибов… Ну и стряхнуть досадные блошки опечаток, лишних знаков, а осыпавшиеся вернуть на место.))

А иногда это как работа с больным ребёнком: учитываешь особенности организма, варьируешь методы лечения…

Главный принцип, как у садовода или врача – не навредить.

- Прозы у нас на портале всё меньше, поэзии всё больше. Как думаете, Ольга, с чем это связано? Вам самой что больше нравится читать, редактировать?

- Знаете, я так не думаю. Это, скорее, процесс волнообразный, от чего зависят перепады больше/меньше (от времени года, метеокапризов или миграции авторов на портале/через портал) – не знаю)). Читать и редактировать прозу кропотливей и дольше, поэзию – сложнее. Нравится и то, и другое, хватало бы ресурсов сил и времени.

- Вам, как автору, ближе проза или поэзия? Что даётся легче в плане написания, корректировки собственных текстов?

- А Бог его знает… и как на душу положит)).

- Вы как-то мне сказали: «Денис, «пилить» и шлифовать можно бесконечно». Какой, на Ваш взгляд, текст стоит того, чтобы его дорабатывать годами? А что лучше оставить в черновиках и не возвращаться более?

- Это зависит от жизнеспособности текста. Если дышит и шевелится в тебе – первое, если нет – отключить искусственное дыхание и не дожидаться перитонита…))

- Какие стихотворения, рассказы из собственных и опубликованных на портале Вы считаете наиболее удачными?

- Что есть удача – количество читателей, рейтинги?

Ощущений «Ай да Оля, ай да…» случалось как-то крайне мало. Сомнения – практически всегда. Особенно по поводу лирики, ведь это по сути рефлексия, такой клубок мыслей и эмоций, порой мощных и ярких… но далеко не всё может перерасти в поэзию.

Хорошо, если текст откликается в ком-то, значит написано не зря. Но не мнить себя именно писателем, а тем более поэтом – совести и адекватности хватает. Хотя и слово «графоман» не про меня, наверное. Могу, например, просидеть за непослушными строчками до утра – и времени не заметить… а могу и не писать месяцами – в реале забот и волнений достаточно.

- Каверзно приготовил для вас задание: пару-тройку четверостиший про нашу беседу сегодняшнюю, экспромтом!

Всё редактор да редактор!
Может, лучше про театр?
И ещё о многом так-то
я б хотела и могла …
Но поставлена задача –
и под лампой (глаз не пряча)
откровенничаем, значит:

про ЛитКультные дела,
и про смену поколений,
и на что способен гений,
и о том, что для творений
нужен воздух. А пила
по живому – это больно,
только если добровольно…

Заболталась я, довольно.
Было здорово!
Ушла.

- Ольга, ещё момент, важный вопрос!  Каждый из нас что-то хочет сказать Вселенной своим творчеством. Поделитесь, что пытается донести до нас Ольга Ерофеева?

- Ну и спросили, Денис…)) Что может донести лист дереву, лучик – солнцу, пылинка – космосу? Наверное, только благодарность за дар жизни и любви…


Беседовал Пикляев Денис

Дата публикации: 20 апреля 2026 08:42

Комментарии:

ладно-ладно, не прессуй, в циника-то можно слегка поиграть? Не все ж дураком-романтиком жить.

А насчот наказания-испытания...это, пожалуй тесно связанные вещи. Бывает же наказание ни за что - наприемер, болезнь ребенка. Ну, это очень большая тема. Надо отдельно говорить.

27 апреля 2026 06:38

Теперь твой вопрос: Скажите, Ольга, красота - это наказание или милость? Что вы думаете вообще и в своем частном случае?

Откуда смотреть - изнутри или со стороны...)) И важно, какая душа смотрит (тёмная или светлая, эгоцентричная или наоборот и т.д.)

Кто-то присваивает себе как вполне законный подарок от родителей - ну, повезло; кто-то вопринимает как милость божью...А иногда красота мучает самого человека, заслоняя перед окружающими его внутренние достоинства, тот самый "огонь, мерцающий в сосуде" - об этом, например, говорила Ирина Алфёрова, которая с детства страдала от зависти подруг, да и в творчестве приходилось доказывать, что не просто красивая кукла... Но слово "наказание" тут не очень подходит, к.м.к, скорее - испытание.

Если говорить про взгляды с стороны - то и тут всё по-разному: завистливый посчитает незаслуженным даром, добрый будет вохищаться милостью природы, а любящий...он увидит совсем иначе, и даже там, где другие ничего особенного не заметят - красота в глаза смотрящего, как говорится.

Что же касается моего "частного случая", то не верь глазам своим...фотогеничность - это ещё не красота)).  И ты прав, главное познается только лично...))

26 апреля 2026 09:14

Да, и это:

И я познаю мудрость и печаль,

свой тайный смысл доверят мне предметы. 

Природа, прислонясь к моим плечам, 

объявит свои детские секреты.

И ещё это,например:

Пока в себе не ощутишь

последней простоты насущность,

слова твои — пустая тишь,

зачем её слагать и слушать?

Или:

Я знаю истину простую:

любить — вот верный путь к тому,

чтоб человечество вплотную

приблизить к сердцу и уму...

Что это, если не наивная гениальность, записанная музыкой стиха?

А что там испортило жизнь поэту - уже не важно. Кстати, и про испорченные жизни у Беллы тоже есть замечательные строки:

Что делать, если в схватке дикой
Всегда дурак был на виду,
Меж тем как человек великий,
Как мальчик, попадал в беду...

26 апреля 2026 08:26

ага-ага, Ахмадуллина лично мне помницца в "живет такой парень" - очень красивая. А стехов не знаю, А, нет - "очерчивая циркулем железным...", пардон. Ейное осознание своей красоты, боюсь, сильно испортило ей жизнь. Со многими случается. Не сама красота, а восприятие её, как подарка окружающим. Мущщинам, естественно. Хотя этим особям хоть лодыжку покажи(по Пушкину) так и слюной изойдут. Жывотные, что ты хочешь...

Ну, продолжим "интервью": А вот, скажите, Ольга, крастота - это наказание или милость? Что вы думаете вообще и в своем частном случае?

26 апреля 2026 05:21

Оленька, тебе спасибо, что заглянула!

25 апреля 2026 11:23

Ух ты, какой вопрос))

Неее, какие обиды, действительно мы тут о сУрьёзных вещах  и несколько занудничаем - ну вот,  так разговор сложился.

А на вопрос ты ответил сам,  и любая нормальная женщина так ответит)).

Вот Цветаева, Ахмадулина и иже с ними - ненормальные (то бишь, гениально одарённые), думаю, они бы точно выбрали второе.

Лёш...спасибо тебе на добром слове, обнимаю!

25 апреля 2026 10:25

Оля...вот очень поверхностно пробежал  "интервью". Мне достаточно просто увидеть. ... Красавица, чо. Все остальное...познается только лично. Очень не помешало бы видео - пластика, мимика, реакция, речь...

Для меня вещественное значимей словесного. И интервью надо делать несколько...изломнее, что ли - героя надо провоцировать, изгибать, чтобы он открывался. А это в стиле советских газет. Не обиделась? Я люблю откровенность, за что и не пользуюсь особой любовью литкульта. Надеюсь, поймешь меня правильно, без обид. Просто красавица - это ценнее всего. Ха, вот скажи, что бы выбрала - хорошо выглядеть и не писать стихов, или плохо, но писать хорошие стихи? Вот такого рода вопросы должны быть в интервью. Только вот совсем-совсем честно? Первое и это было бы правильно. Но тебе досталось третье - и выглядеть и писАть. Вот, Оль.

25 апреля 2026 07:49

Класс)

23 апреля 2026 14:53

23 апреля 2026 13:38

Спасибо, Ольга!

Думаю, нужно и с Вами интервью сделать. Обязательно!

22 апреля 2026 09:05

Отличное интервью с чудесным автором, редактором и человеком! Спасибо 

22 апреля 2026 07:46

Ну что ты, Тамила! Мы тебе всегда рады -  и чаю нельём, и кофе, и... чего пожелаешь))

Спасибо, дорогая!

21 апреля 2026 09:30

13. tami

Я тут к остывшему самовару как раз)

Очень интересное интервью. Оля...  Я рада, что рядом не только отличный автор и редактор, но и надёжный друг, человек, который поймёт,  посоветует, поддержит. А если надо, то и просто помолчит вместе с тобой, когда слов уже нет... 

Оля и Денис, большое спасибо! 

21 апреля 2026 00:23

Даша...)))

Спасибо всем-всем-всем, если появятся новые вопросы или темы - заглядывайте на чаёк, поговорим)

До новых интересных встреч!

20 апреля 2026 23:14

Денис, думаю, сегодня самовар больше не раздуваем))

Продолжение следует...

20 апреля 2026 23:06

Ааа, вона чо!))

Я уж думала, что перебрала шампанского))) 

20 апреля 2026 23:03

Настя, рада! И спасибо, что зашли - здесь всем найдется чашка любимого напитка).

20 апреля 2026 23:02

Даша, я о вас с Ксаной вместе - и о тебе отдельно))

20 апреля 2026 22:57

Да, девушки, вы на "ты" решили перейти - хорошо помню!

20 апреля 2026 21:55

Очень интересно и познавательно было читать, спасибо за такую интересную беседу за чашечкой чая, я запомнила: зелёный с имбирём.

20 апреля 2026 21:50

Оля, мы за поэзию на брудершафт пили вроде бы?))

20 апреля 2026 21:30

Дашенька, дорогая, и вам спасибище!

20 апреля 2026 20:53

Ксана, благодарю сердечно! 
Первоцветы - это же чудная лирика ранней весны)).

20 апреля 2026 19:11

Эври, спасибо огромное!

20 апреля 2026 19:10

Оййй... Смутилась... 

Спасибо огромное, Ксана! Такие восхитительные слова... Ещё и первоцветы, ура!))

Спасибо, что ВЫ есть! 

А про Олю полностью с вами согласна) 

20 апреля 2026 19:00

Вопросы, вопросы... Вопросов у меня нет. В жизни  своей редко встречала  настолько цельных, уверенных и устремлённых личностей как Даша, Ольга... И это по следам двух итервью.Наверно и ещё будут удивительные знакомства. Вот, стою, переминаюсь с ноги на ногу, за шкафом с букетиком  первоцветов, шоб как выскочить, как выпалить: спасибоштовыесть! И вручить...

В общем, такие хорошие люди!

20 апреля 2026 17:46

Замечательное интервью. Органика и гармония вопросов и ответов.

Ольга всегда демонстрирует в своих текстах вдумчивую работу со словом, красоту, житейскую мудрость, а в редакторской деятельности - умение корректно подать критику, чувство такта, без давления, но с искренним желанием помочь. Это особый дар. Удачи и вдохновения, Оля!

20 апреля 2026 14:18

век живи – век учись. Всему, что дают высшие силы и судьба, что ценного находишь в людях, что повезло и душой потянуло прочесть, услышать, увидеть. А без многих печалей и многих радостей не испытаешь…

Здорово, Ольга. Спасибо за прекрасный ответ.

Вопрос был типа "с подвохом", но вы назвали именно те источники и те знания, которые я и сам ценю в людях.

Созвучно с посланием и словами Павла 

"Если я... знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто". 

20 апреля 2026 14:08

Тебе, Даша, спасибо за прочтение!

20 апреля 2026 13:30

Было очень интересно!

Оля и Денис, спасибо! 

20 апреля 2026 12:52

Ох, вроде и без галстуков – а вопросы прям-таки глобальные))

Начну с отступления. В начале замужества и учительства выпало мне прожить несколько лет в небольшом посёлке на берегу Ангары. А напротив – староверская деревня. Детей оттуда хоть и возили в нашу школу, но после уроков они ни в какой внеклассной и пионерско-комсомольской жизни не варились, были немного замкнуты, но миролюбивы (в конфликты ни с кем не вступали, даже в драки мальчишечьи), учились средне…

Но вот разговорились мы как-то с одним стариком-старовером, крепким рыжебородым рыбаком, и оказалось – он нигде не учился. Никогда. Но знаете, мудрее и дальновиднее, и даже более внутренне интеллигентного (не побоюсь этого слова) человека, чем дед Семён, я редко потом в жизни встречала. Его знания – старинная Библия, несколько классических книжек и…природа, люди, жизнь.

Так что на ваш вопрос отвечу неоригинально: век живи – век учись. Всему, что дают высшие силы и судьба, что ценного находишь в людях, что повезло и душой потянуло прочесть, услышать, увидеть. А без многих печалей и многих радостей не испытаешь…

Спасибо на добром слове, Валера!

20 апреля 2026 12:22

У меня в школе был замечательный педагог по русскому языку и литературе. 

Во многом благодаря её любви и поддержке раскрывалась любовь и любопытство к слову. Благодарность таким людям с годами только крепнет. 

И мне кажется, что Ольга как раз из таких вот, "классических" учителей. С человеческим подходом, личной скромностью, житейской мудростью, талантом и призвание к своему делу. 

А классика никогда не выходит из моды, она вне времени. 

В интервью все по полочкам для умеюших читать строчки и между них. 

И уьменя к Ольге традиционный вопрос в комментариях. 

Есть такое выражение "многие знания - многие печали".

Как человек, несущий свет знаний людям, как человек на опыте нескольких поколений видевший влияние различных знаний на судьбы человека, общества в целом, как бы вы, Ольга, ответили на такой вопрос:

"какие знания для человека являются наиважнейшими, где и как их лучше всего приобретать?" 

20 апреля 2026 10:22

Пушкин неотменимо гений.

И неоспоримо)).

Тут я бы поправила, можно?

Можно! У кадого свои парты и одеяла...))

Ольга, спасибо ещё и за...

Тебе спасибо, Мариночка!

20 апреля 2026 10:16

Она рада и смущена...))

Спасибо!

20 апреля 2026 10:14

Денис, вам спасибо огромное!

Надеюсь, мы не слишком загрузили публику серьёзными вопросами).

20 апреля 2026 10:13

Тут я бы поправила, можно? «Трёх мушкетёров» - под партой украдкой, а Мопассана - под одеялом с фонариком.)

20 апреля 2026 10:02

Пушкин неотменимо гений. Он создал современный русский язык, которым мы пользуемся до сих пор.

20 апреля 2026 10:01

Ольга, спасибо ещё и за экспромт в ритмике "В час отлива". "Я человек простой - где вижу /следы Вознесенского/, там и лайкаю.)

20 апреля 2026 10:00

О, мне она очень нравится) А красотка какая)

20 апреля 2026 09:46

Спасибо моей замечательной собеседнице за интереснейший диалог!

20 апреля 2026 08:45
X