Литературный портал Литкульт

Автор публикации: А-нормалия

Просмотров: 85

Комментариев: 14

Тип публикации: Публикация

Рубрика:  рассказы, миниатюра

Тэги:  Голоса в голове

Ты тупая

Отец говорил это буднично, без злобы, даже с какой-то усталой заботой: «Ну что ты тупая такая? Тебе объясняешь, объясняешь — всё о стенку горохом».

Ей было семь. Она не понимала математику. Точнее — боялась её. Цифры расползались в голове тараканами, а когда отец нависал над тетрадкой с красной ручкой, страх сжимал горло так, что не могла выдавить ни слова. Он закатывал глаза, вздыхал, отодвигал тетрадь: «Бестолочь. В кого ты такая тупая?»

Потом была школа. Она боялась отвечать у доски  — живот скручивало, и казалось, что скажет глупость и все увидят, какая она на самом деле тупая. Хотя оценки были отличные. Но внутри поселился и прочно обосновался этот голос: «Ты тупая, сиди и молчи, может за умную сойдешь».

Потом был университет. Она поступила туда, куда отец сказал: «Не лезь, не потянешь». Потянула. Потом магистратура. Потом аспирантура. Писала научные статьи, выступала на конференциях, защитила кандидатскую. На защите научный руководитель сказал: «Блестящая работа, одна из лучших в моей практике». Кивнула, вежливо улыбнулась. И вышла в коридор с ощущением, что её сейчас разоблачат. Что кто-то зайдёт к нему и скажет: «Простите, произошла ошибка. Она же тупая».

Диссертация в красной обложке стояла на полке. Диплом кандидата наук — в рамочке, на видном месте. А голос отца всё так же спокойно комментировал каждый её рабочий день: «Ну что ты лезешь в эту тему, ты же ничего не понимаешь. Что ты вообще понимаешь-то? Ты же тупая»

Однажды она сорвалась на совещании. Расплакалась — при коллегах, при начальнике. Кто-то сказал фразу, по интонации похожую на отцовскую — не грубую даже, а снисходительную, — и внутри что-то лопнуло. Выбежала в туалет, заперлась в кабинке, и пока рыдала, вдруг поняла, что сорок лет доказывает отцу, что никакая она не тупая. Сорок лет несёт эту диссертацию, эти статьи — ему. А он уже пять лет как мёртв. И ничего не узнает. И даже если бы узнал — что бы изменилось? Он бы, скорее всего, сказал: «Кандидат наук? Ну повезло».

И вот тогда она впервые — сначала шёпотом, а потом громче — сказала самой себе: «Я не тупая. И я никогда не была тупой. Это ты был глупый и жестокий человек, который самоутверждался за счёт семилетней девочки. И я больше не буду носить твой голос в своей голове».

Голос не исчез. Но стал тише. Как радио в соседней комнате. Она знала — он никогда не исчезнет совсем. Но теперь, когда он начинал нашёптывать: «Ты тупая, ты не справишься», она отвечала вслух: «Я уже справилась. Заткнись, папа».

И он затыкался. Ненадолго. Но с каждым разом паузы становились всё дольше.

Дата публикации: 18 мая 2026 20:54

Комментарии:

ТУт дело в том, что вопрос, может, автору и не получится задать. Текст вроде как сгенерирован ИИ.

surprise

Но кто-то кнопку нажал?

20 мая 2026 07:48

Прошу автора дать разъяснения. Никому свою точку зрения в мозги не пихаю.

ТУт дело в том, что вопрос, может, автору и не получится задать. Текст вроде как сгенерирован ИИ. Если что, ошибаюсь не я, а программа. Но на всякий случай попрошу у автора публикации прощения. 

 если бы ЛГ был мальчик - за мальчика вступились бы?

Однозначно, да. На примере рассказа показано как легко искалечить детскую психику

20 мая 2026 07:34

Считаю, что женские темы мало заходят мужской аудитории
Только давайте без сексизма.
Насилие над ребёнком - это отнюдь не только женская тема. Я хочу разобраться до конца, что случилось и почему. Призываю логически следовать данной в тексте информации. Прошу автора дать разъяснения. Никому свою точку зрения в мозги не пихаю.

А Вы (не люблю пальцем показывать, но здесь это часть дискуссии), Вы мне: "За девочек, которых отцы обижают (по их же девочкиным словам) - я, женщина, стою горой, а они, мужики, не въезжают".

А если бы ЛГ был мальчик - за мальчика вступились бы?
А если бы мальчика третировала мама - Вы за кого были бы?

20 мая 2026 07:23

4. MM->0

Я спросил: А где муж, дети, внуки?

оставить недоговорённость в тексте, которую читатель может додумать, логически извлечь из текста. Здесь - не тот случай. Муж, дети, внуки не упоминаются. Здесь додумывать бессмысленно. Влево пойдёшь, героиня - абсолютнейшая эгоистка, вправо пойдёшь героиня, и впрямь, - тупая. 

То есть все равно отсутствие семьи показатель бракованности)).

Так может неуверенность и не дала ей построить здоровые отношения...?  А может у нее семеро по лавкам, но автор не  считает наличие семьи доказательством  ума, поэтому и освещает аспект карьеры.

Она спросила себя: почему отец так себя ведёт? Нет, по тексту - не спросила 

Здесь не прямое осуждение отца. Иначе мы как раз бы столкнулись с его портретом и судьбой, чего Вам не хватило. Здесь  скорее о том, ЧТО повлияло на жизнь героини, и как она преодолевала это.

Уже интересно то, что при прочтении мы с вами увидели в ЛГ совершенно разных людей. Считаю, что женские темы мало заходят мужской аудитории)

20 мая 2026 06:57

Люблю психологические темы, и тема токсичных родителей мне близка.
И это психиатрия, а не психология. Обсессивно-компульсивное расстройство. Вся жизнь посвящена одной бессмысленной идее.
Если семья была, то уже давно - её нет. Представьте, как мама издевалась над ближними.
 

20 мая 2026 04:37

Ответил ММ.
Вопросы, требующие ответа, я задал. Ответы необходимы, чтобы закончить текст.
Спасибо.

20 мая 2026 04:28

В корне не соглашусь, во-первых, реализация женщины не обязательно в детях, внуках.
А я не утверждал, что реализация женщины в детях, внуках.
Я спросил: А где муж, дети, внуки?
Бывает уместно оставить недоговорённость в тексте, которую читатель может додумать, логически извлечь из текста. Здесь - не тот случай. Муж, дети, внуки не упоминаются. Здесь додумывать бессмысленно. Влево пойдёшь, героиня - абсолютнейшая эгоистка, вправо пойдёшь героиня, и впрямь, - тупая. 
комментатор узрел в тексте свое наболевшее, и  он на мужской стороне.... Каково не было бы - это не повод глумиться над ребенком.
А Вы на женской стороне. Дитятко незя абижать.
Но опять же, я - не про отца. Я про героиню. Она спросила себя: почему отец так себя ведёт? Нет, по тексту - не спросила. Или автор забыл это упомянуть.

Не вижу повода серьёзно рассматривать эту публикацию. Сплошные дыры.
Так, как текст сейчас опубликован, он сообщает о самовлюблённой эгоистке. И таки, да, канечна, - это отец её довёл.

20 мая 2026 04:26

А почему вы считаете, что история не может закончится так, как закончилась? Как бы вы закончили? Можно пофантазировать )

19 мая 2026 22:02

Согласна.

Задевает только то, что есть в нас самих, но цепляет только то, что из самих торчит

19 мая 2026 22:00

10. MM

Ей 50 или больше. А где муж, дети, внуки?

Если всё это отсутствует... то, извините, я с её отцом соглашусь.

В корне не соглашусь, во-первых, реализация женщины не обязательно в детях, внуках.

Не берусь утверждать, но возможно здесь автор пишет о наболевшем, а комментатор узрел в тексте свое наболевшее, и  он на мужской стороне - а каково было отцу?  Каково не было бы - это не повод глумиться над ребенком.
Люблю психологические темы, и тема токсичных родителей мне близка. Плюсую.

19 мая 2026 15:46

Эта история не может закончится так, как в нынешнем тексте.
То есть. Ей 50 или больше. А где муж, дети, внуки?

Если всё это отсутствует... то, извините, я с её отцом соглашусь.

Это раз.

Далее. Каждый человек - зебра. Часто - отцы и матери, но не всегда. И ещё реже отцы, матери показывают это детям.

Допустим, её отец реально вываливал свою внутреннюю проблему (а она, несоменно у него была) на дочь.
А дочь-то - та самая не тупая - задумалась ли когда-то о том, что с отцом происходило? Почему он так себя вёл?

В тексте про это нет. В тексте только она нежная, тонкая, стирадающая, униженная и непонятая. Только она. Таки добилась, а палец показывать некому.

Как-то так. Простите за прямоту.

И, возможно, я ошибаюсь в отношении Героини. Но по тексту всё ясно...

19 мая 2026 00:18

да, отметить вот что надо: бубликация

18 мая 2026 22:07

Хорошо. 

Емко и хорошо. 

18 мая 2026 21:44

Про кандидатскую, да.

18 мая 2026 21:40
X